Презентация. Системный подход к изучению непроверяемых написаний в русском языке в начальной школе
Системный подход к изучению непроверяемых написаний в русском языке в начальной школе От творческого учителя к творческому ученику Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Достижения Участие учителя в методической работе: областной семинар по теме «Международное сотрудничество как шаг к формированию конкурентноспособного выпускника» (2013г.); городской конкурс «Подарок первокласснику» (2011г.);форум «Панорама творческого поиска педагогов начальной школы области в номинации «Концепция набора « Подарок первокласснику» (2013г.),работа в творческих группах по проблемам воспитания младших школьников;автор программы факультативного курса «С чего начинается Родина» для 1-4 классов (2015г.);работа в проекте для учителей «Инфоурок» (2015г.) Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета. К. Д. Ушинский Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Актуальность опыта Написание слов с непроверяемой орфограммой является одной из самых сложных тем для усвоения в начальной школе, поскольку оно не подчиняется орфографическим правилам и может быть усвоено только путём запоминания каждого слова в отдельности. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка. А.В.Текучев Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Цель опыта Организация эффективной системы работы с младшими школьниками по усвоению правописания слов, написание которых основывается на историческом (традиционном) принципе орфографии, развитие интереса к изучению русского языка. Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. Гораций Маркова Е. И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Идея опыта Идеей опыта является формирование орфографической зоркости учащихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями через: учет возрастных особенностей; создание оптимальных условий для самореализации ребенка; развитие познавательных интересов; чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала; повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; положительную самооценку; введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков. Этапы работы над словом Маркова Е. И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 1. Этап знакомства с новым словом : осознание лексического значения слова (развёрнутое описание, разгадывание загадки, показ иллюстрации, игра); звуковой анализ слова (слушание, проговаривание, деление на слоги, постановка ударения); приведение зрительного образа; соотношение звучания с его написанием, решение орфографических задач, запись слова. 2. Этап запоминания (орфографическое проговаривание, этимологический анализ, мнемонические приёмы запоминания).3. Этап тренировочно-закрепительный (фонетические, орфографические, морфологические, лексические упражнения, упражнения на определение состава слова, диктанты).4. Этап учётно-контрольный (проверка знаний, самоконтроль, контроль – диктанты, тестовые задания). Этапы работы над словом Маркова Е. И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Словарные слова «... широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу». Л.Г.Парамонова Маркова Е. И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Словарные слова в образах , картинках, стихах На песочке с буквой Е,Загорать приятно мне! Всем давно узнать пора,Через Е пиши вчера! Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92
Словарные слова в образах, картинках, стихах Ребенок мыслит образами. К.Д. Ушинский Надо, чтобы быть здоровым нравственно. Л.Н. Толстой Пособие «Занимательно о слове» помогает организовать повседневную практическую работу над словами, произношение и написание которых необходимо запомнить. Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Занимательно о слове
В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. Н.В Гоголь Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Занимательно о слове Слова распределены в тематически группы. Языковой материал по каждому слову включает следующие разделы: толкование слова; к истокам слова; строение слова; однокоренные слова; синонимы, антонимы; фразеологические выражения; практический материал: загадки, приметы, пословицы, поговорки, предложения. Кроссворд В пособии представлены кроссворды, которые можно использовать во время повторения и закрепления значения и написания изученных слов. Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Занимательно о слове 1.Занятие, труд, деятельность. 2. Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов. 3. Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения.4. Стеклянный цилиндрический сосуд без ручки, служащий для питья.5.Такая жидкость, получаемая от домашних коров, продукт питания.6. То же, что лиса.7.Государственный язык Украины.8. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.9. Промышленное предприятие.10. Тот, кто несет дежурство. 11. Узкие стальные полозья, прикреплённые к обуви для катания на льду.Ответы: работа, посуда, класс, стакан, молоко, лисица, украинский, заяц, завод, дежурный, коньки. Ключевое слово: русский язык. Результативность Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92 Использование приведённой системы изучения слов с непроверяемой орфограммой позволяет повышать интерес учащихся к изучению русского языка; активизировать работу учащихся на уроке; улучшать качество запоминания «трудных» слов; развивать речь ; повышать результаты при проверке знаний. Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу... Р. Олдингтон Благодарю за внимание. Творческих успехов! В конечном счете главное – остаться верным себе и тем, кого ты любишь. И работать вовсю. Я хочу сказать: работать так, будто завтра не настанет. Тренироваться. Добиваться. Я имею в виду тренироваться по-настоящему и максимально разрабатывать свой талант. Быть лучшим в том, что ты делаешь. Знать больше в своей области, чем кто-либо другой, живущий на земле . Использовать орудие своего ремесла, будь то книги или сцена, на которой ты танцуешь, или вода, в которой плаваешь. И я всегда стараюсь об этом помнить. Майкл Джексон Маркова Е.И., учитель начальных классов Донецкая гимназия № 92