Мастер-класс Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла
Что такое педагогическая технология? Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка К современным педагогическим технологиям относятся: Личностно-ориентированные технологии обучения;Предметно-ориентированные технологии обучения;Информационные технологииТехнологии оценивания достижений учащихся;Интерактивные технологии. Личностно-ориентированные технологии обучения Технология педагогических мастерских Метод проектов Технология обучения как учебного исследования Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Модульное обучение Технология концентрированного обучения Информационные технологии ИКТ-технология Технологии дистанционного обучения Технологии оценивания достижений учащихся Технология "Портфолио" Рейтинговые технологии Интерактивные технологии Технология развития критического мышления Технология «Дебаты» Тренинговые технологии Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель РКМ 1. Стадия вызова2. Стадия реализации смысла3.Стадия рефлексии Функции трех фаз технологии РКМ критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Реализация смысла Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Основные методические приемы развития критического мышления Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом» Кластер Приём «Инсерт» ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Приём «Инсерт» + ! - ? - если то, что вы читаете, соответ-ствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете -если то, что вы читаете, вас удивило -если то, что вы читаете, не знаете или забыли - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Пример: урок «Жанр-басни. Эзоп «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», стадия реализации смысла.Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом. Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял». Приём «Чтение с остановками» Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы Приём «Зигзаг» Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга Приём «психорисунка» Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Приём «психорисунка» Пример: урок по произведению Александра Куприна « Слон», стадия рефлексии.Задание: Нарисовать обложку к произведению «Слон», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке. Приём «Синквейн» Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях 1. Первая строка – понятие или тема (1 слово - существительное);2. Вторая строка – описание этого понятия (2 слова - прилагательные);3. Третья строка – действия (3 слова - глаголы);4. Четвертая строка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме;5.Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы (1 слово). Вода 1.Жидкое, твёрдое, газообразное состояние.2.Течёт, замерзает, испаряется.3.Вода нужна всем живым организмам. 4.Источник жизни. ДорогаШирокая, извилистаяИдёт, бежит, поворачиваетПо извилистой дороге едут машиныШоссе. Синквейн «РКМ» 1. Технология РКМ2. Нестандартная, наглядная3. Развивает, систематизирует, стимулирует4. Читай, размышляй и записывай!5. Мышление Приём «Корзина» идей, понятий, имен… Пример: урок по рассказу Константина Паустовского «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои.Задание: Почему же рассказ называется «Заячьи лапы»? Какие бы свои названия, вы могли дать?(корзина идей) Актуальность опыта Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Вывод: Опыт показывает, что применение современных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование современных технологий должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания. Важно не столько «заполнить» багаж ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество. Литература: Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.М.,1989.Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2003.Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000.Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,1998. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002.Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2002.Шрагина Л.И. Логика воображения. М.,2001.Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.,2001.Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1968.