Презентация к педагогическому совету Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности


КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Только  личность может действоватьна развитие и определение личности,только характером можнообразовать характер».(К.Д.Ушинский) Цель: Постановка проблемы формирования коммуникативной культуры педагога и педагогического имиджа, как условия успешной профессиональной деятельности Задачи: - познакомить педагогов с понятиями «коммуникативной культуры педагога», «коммуникативной компетентности педагога», «педагогический имидж»;- используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков у членов педагогического коллектива;- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал. 2. Проблемы профессиональной деятельности педагога Задания по группам:2.1. Ознакомьтесь с проблемами педагога на определенном этапе его профессиональной деятельности;2.3. Найдите и сообщите всем универсальный способ решения данных проблем. Проблемы профессиональной деятельности педагога1. В начале профессиональной деятельности (стаж до 6 лет) – формирование стиля: “Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”.Английский писатель С. Смайлс“Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”.Ф.М. Достоевский Этап профессиональной зрелости Стабильный период (от 7 до 15 лет стажа);Период лидерства и мастерства (от 16 до 25 лет стажа) 10 – 15 лет – педагогический кризис – пополнение “золотого фонда” педагогических кадровПричины:нет отдачи“механизм мастерства” (при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения)взаимоотношения с коллективом.“Зрелые люди – это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут”.Э. Эриксон Этап «Мастерства» (После 25 лет стажа) “Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”.У. БокСпециалист достигаетВ 50 лет – пик писательского мастерства (проза),В 55 лет – исторических исследований,В 60 – политической деятельности (власти).“Сейчас учителя после 50-ти – это те, на которых держится школа. И не известно, что мы будем делать, когда они уйдут на пенсию. Для них характерны исполнительность, ответственность, трудовой патриотизм”.Универсальный выход«Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим свое отношение к ним - изменим себя, поработаем над собой». Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-Экзюпери ОБЩЕНИЕ – сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий: восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивная сторона общения); обмен информацией (коммуникационная сторона общения); взаимодействие (интеракционная сторона общения) Общение – основа педагогической деятельностиОсновные коммуникативные задачи говорящего были определены еще Цицероном: «что сказать, где сказать и как сказать». ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ; - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА; - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА «Для меня в моей практике, такие пустяки стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, как улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство». А.С. Макаренко Общение - средство реализации обучения и воспитания Общение - средство реализации обучения и воспитания интеракция (выработка общей тактики и стратегии) коммуникация (сложный процесс установления и развития контактов между партнёрами, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией) социальная перцепция (восприятие и понимание друг друга) Коммуникативная культура педагога умение устанавливать эмоциональный контакт;завоевывать инициативу в общении;управлять своими эмоциями;преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться;создавать необходимое настроение; наблюдательность и переключаемость внимания;понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам;речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. 4 группы коммуникативных умений - умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;- умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);-умения обеспечивать обратную связь. Способы педагогического взаимодействия вербальные невербальные Общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Включает в себя:коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию;идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека. СПОСОБЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ: Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.Общение на основе дружеского расположения.Общение – дистанция.Общение – устрашение.Общение – заигрывание.Общение - превосходство. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ: - во внешнем облике педагога; - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся ситуацию - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; - в знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - в самокритичной оценке своего труда. Основные правила уважительного делового общения Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).Существенность (говорить о важном для данной ситуации).Вежливость (соблюдать правила речевого этикета) Коммуникативные приёмы общения Уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личностиВладеть средствами невербального общения (мимика, жесты)Уметь вставать на точку зрения ученикаУметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человекуУметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общенииБыть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед нимУметь поддерживать равное отношение ко всем детямУметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбкеНе бояться обратной связи от учениковУметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной Препятствия во взаимодействии педагога и воспитанника Невыразительная речьДефекты речиНеобщительностьЗамкнутостьПогруженность в себяСлабые коммуникативные умения и способности педагогаНеумение «подавать себя» в общении с учащимися Результаты диагностики коммуникативных качеств педагогов Низкий уровень общительности, т.е. эти педагоги неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество1 - средний уровень общительности, т.е. достаточно общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, хотя с новыми людьми сходятся с оглядкой и в диспутах участвуют неохотно4 - имеют общительность выше среднего, для этих педагогов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми4 - имеют высокий уровень общительности, т.е. они весьма общительны, любопытны, разговорчивы; любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в центре внимания, могут вспылить, но быстро успокаиваются Параметр Низкий Средний Выше среднего высокий способность к эмпатии, сопереживанию 5 4 способность к рефлексии 6 3 степень общительности 5 4 гибкость личности в мышлении, поведении 2 7 способность к сотрудничеству 1 5 3 эмоциональная привлекательность 1 3 1 4 способность к оказанию влияния на других 4 3 2 способность к организации какого-либо дела 4 5 способность к  передаче информации 2 5 2 от 4 баллов до 16 баллов – невыраженность рассматриваемого параметра;от 17 баллов до 24 баллов – слабая выраженность обследуемого параметра;от 25 баллов до 32 баллов – стабильное проявление рассматриваемого параметра;от 33 баллов до 40 баллов – яркая выраженность, преобладание данного параметра. Имидж педагога Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других; Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.Некий образ, который человек, его “Я” представляет миру, своего рода самопрезентации для других. (И Нефедова, Е Власов). Облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В.М. Шепель). Значение имиджа- предмет любимый, потому что нравится преподаватель- из двух способов “убеждать” и «нравится” – наиболее эффективен второй.Ядро имиджа – личностные качества природные профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях)Яркая личность или хороший профессионал нужен в образовательном учреждении? Личностный имидж – база, профессиональный – надстройка Уверенность и спокойствие в коммуникативном (речевом) поведении педагога в различных ситуациях профессионального общения – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. постоянно стремимся к познанию нового;ходим в театры и на концерты;знакомимся с новыми людьми;принимаем людей такими, какие они есть;проявляем искренний интерес и внимание к людям;используем любую возможность, чтобы сказать человеку приятное. Практическая работа по группам «Воспитанник» дошкольного и младшего школьного возраста – нарисовать облик педагога, который вам нравится (выбрать силуэт, форму головы, “одеть”);«Воспитанник» подросткового возраста – описать облик идеального педагога. ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Работа в группахРазработайте имидж современного педагога в следующих направлениях:Внешний вид Профессиональные качестваОтношение к воспитаннику на занятии и вне его РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ: Каким вы представляете себе идеального педагога ? Качества, которые воспитанники более всего ценят в педагоге добротанастойчивостьтребовательностьтактичностьвесёлыйлюбит детейкрасивыйаккуратностьсовременныйчестностьспокойныйуважениечувство юморасправедливостьотзывчивость Помочь в трудную минутуПоддержать Не кричатьОдинаково относились ко всем детямНе ругались друг с другом (между собой)Внимательность к детямУмение поговорить по душамОдежда модная, современная, классическая с яркими тонами. Туфли.Цвета: черный (3 человека), серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, яркие цвета, синий, фиолетовый, белый.Прическа: уложенные, закрученные, распущенные. По данным психологов Предпочтение цветов Старшеклассники ПедагогиСиний 83% серый 43%Серый 57% черный 79%Бежевый 67 %белый 69%Зеленый 43% синий 57%Голубой 47 %Красный цвет поднимает настроение, возбуждает. Это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение. Поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией.Оранжевый – “горячий”, вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи. Желтый – яркий, привлекающий к себе внимания, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия. Зеленый цвет является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации. Серый – спокойный цвет, он совершенно не привлекает к себе внимания, и выгодно оттеняет вашу внешность.  «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Cлова порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет» ДЕТИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ ПЕДАГОГА ТАКИМ: не позволяющий себе на тебя кричать, спокойный, тактичный, с устойчивыми моральными принципами, справедливый, добрый, отзывчивый, понимающий, интересующийся жизнью ученика, активный, улыбчивый, с чувством юмора, дающий интересные уроки, стильный.