Образовательный материал


ГБДОУ детский сад № 71 Приморского районаПРЕЗЕНТАЦИЯПодготовилиСидоренко С.Б.Рощина Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ Объект исследования - педагогический процесс ДОУ, обеспечивающий развитие сюжетно-ролевой игры у детей 4-5 лет.Предмет исследования: педагогическое сопровождение как условие развития сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.Цель исследования: изучение и разработка условий педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет.Задачи исследования:- изучить теоретические подходы к проблеме педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении - выявить особенности организации сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет в ДОУ и место педагогического сопровождения в ней- разработать проект педагогического сопровождения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.Гипотеза исследования:Педагогическое сопровождение способствует успешному освоению ребёнком 4-5 лет сюжетно-ролевой игры, если:- задачи определяются исходя из интересов каждого ребенка и на основе результатов диагностических исследований- ребенок выступает в роли активно действующей личности- взаимодействие ребенка и педагога основывается на сотрудничестве и диалогеТенденции гуманизма в системе образования привели к появлению идеи педагогического сопровождения ребенка В исследованиях Е.И. Казаковой сопровождение определяется в контексте педагогической действительности и рассматривается как:-метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;-помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора, (ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития);-сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.Большинство исследователей проблемы «сопровождения», рассматривают ее с психологической точки зрения. Мы же, в рамках своей выпускной квалификационной работы, ставим задачу определения рабочего понятия «педагогическое сопровождение».Педагогическое сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбораСюжет (тема) игры - это, по Д. Б. Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре. 1) Сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.2) Педагогическое сопровождение представляет собой метод, обеспечивающий создание условий, при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора.3) Цель педагогического сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт.4) Педагогическое сопровождение является комплексным методом, представляющим собой последовательную реализацию следующих шагов: диагностики сути проблемы; информационного поиска путей ее решения; выбора оптимального варианта решения; первичной помощи на этапе реализации плана решения.5) Сопровождение характеризуется полифункциональностью р В педагогике сопровождение рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:– диагностики сути проблемы;– информационного поиска методов для ее решения;– обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;Научное сопровождение рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов (В.И. Богословский):– научно-методического сопровождения;– информационного сопровождения;– организационно-управленческого сопровождения.Понятие педагогического сопровождениявывод Для педагогического сопровождения характерны следующие принципы:1) демократизация образования – необходим для того, чтобы развивать мотивацию детей к процессу обучения (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко и др.).2) гуманизации образовательного процесса, заключающийся в применении психолого-педагогических технологий, ставящих педагога и ребенка в гуманистические отношения, развитие гуманных свойств личности педагога и ребенка (В.Г. Воронцова, В.Ю. Кричевский и др.).3) обеспечения социальной компетентности детей, т.е. владение знаниями и умениями социального взаимодействия с другими людьми.4) создание условий для развивающего педагогического процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.).5) сознательности образования, деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.). Современные подходы к определению понятия «сопровождение» 4. Анализ различных точек зрения авторов на понятие «сопровождение»4.Этапы сопровождения М.Р. Битяновой2. Компоненты сопровождения3. Принципы сопровождения.1. Место педагога и ребенка в педагогическом процессе. Можно предположить, что педагогическое сопровождение – это особая форма организации педагогического процесса,для которого характерны:1. Целенаправленность2. Субъектность педагогического процесса.3. Межсубъектность взаимодействия.4. Социальный и индивидуальный характер.5. Целостный и полиструктурный характер.Сюжетно ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Игра - самовыражения человека, способ его совершенствования.Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Изучением теории ролевой творческой игры занимались: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П.Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р. М. Римбург, Р. И. Жуковская, А. В. Черков, Т. А. Маркова, Н. Я Михайленко, Р. А. Иванкова и т.д.Из всего вышесказанного следует, что педагогическое сопровождение мы будем рассматривать как вариант организации педагогического процесса, задачи которого базируются на интересах и возможностях ребенка, где ребенок выступает в роли активно действующей личности и его взаимодействие с педагогом основывается на сотрудничестве и диалоге.Сюжетно - ролевая игра как основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: -эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, -самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Сюжет игры - ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры. Роль является основным стержнем сюжетно ролевой игры. Сущность воспитательного воздействия сюжетно ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослыхОсновной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметовОсобенности организации сюжетно - ролевой игры иместо педагогического сопровождения в ней .Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимеВ сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - "как будто" Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:-Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,творческое создание обстановки для игры;-организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;-создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.р Этапы педагогической технологии :1 этап:Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).2 этап:Организация сюжетно-ролевой игры :определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;совместная игровая деятельность воспитателя и детей.3 этап:самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. В. В. Давыдов, В. А. Недоспасова, Н.Я. Михайленко и другие видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини-школу, перечеркивания первенствующего значения игры в дошкольном учреждении (дети не успевают, полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями» регламентированной деятельностью). Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по мнению, А. П. Усовой, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. Педагогическое руководство детской творческой игрой с точки зрения ее сохранности и дальнейшего развития в дошкольном учреждении имеет большое значение. Вывод:На наш взгляд ослабление внимания к сюжетно- ролевой игре связано с ослаблением внимания к значимости игрового развития в деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает практическую значимость изучения предметной области. Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры.