Презентация на тему Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения


Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работаШульгиной Марии НиколаевныНаучный руководитель:Доктор пед. наук Москвина А.В. Цель исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках чтения, направленных на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Объект исследования Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта Предмет исследования Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Задачи: 1. Изучить теоретические основы развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.3. Раскрыть потенциал урока чтения для развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта4. Разработать комплекс коррекционно - развивающих упражнений для коррекции и развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения.5. Разработать рекомендации для учителей по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения. Гипотеза исследования если в ходе опытно-коррекционной работы будет использован комплекс коррекционно-развивающих упражнений на уроках чтения , включающий разнообразные виды работы над текстом, упражнения для развития концентрации, распределения, переключения внимания, увеличения его объёма, то существенно можно улучшить состояние внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Внимание Это идеальное, свёрнутое и автоматизированное действие контроля (П.Я. Гальперин)это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности (Рубинштейн С.Я )это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других (Л.Д. Столяренко) Функции внимания: Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;Осуществление отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Виды внимания: непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объектепослепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Свойства внимания: Объем внимания Устойчивость внимания Концентрация внимания Распределение внимания Переключение внимания Нарушения внимания: отвлекаемостьрассеянностьчрезмерная подвижность инертность Значение внимания Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта Младшие школьники с нарушением интеллекта имеют малый объем, низкую устойчивость и концентрацию внимания. Функции распределения и переключения внимания ослаблены. Потенциал уроках чтения для развития внимания Урок чтения – площадка , где можно организовать деятельность, направленную на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта Виды и формы работы на уроке чтения- средства развития внимания, интереса к учебному предмету и обучению в целом.Использование специальных коррекционно- развивающих упражнений как путь развития Функции уроков чтения ОбразовательнаяКоррекционно-развивающаяВоспитательная Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №3 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (констатирующий эксперимент) Уровень переключения вниманияОчень высокий уровень- 0 учащихсяВысокий уровень – 1 учащихсяСредний уровень – 4 учащихсяНизкий уровень – 7 учащихся Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №2 « Запомни и расставь точки» Объем развития вниманияОчень высокий уровень- 0 учащихсяВысокий уровень – 0 учащихсяСредний уровень – 8 учащихсяНизкий уровень – 2 учащихсяОчень низкий уровень – 2 учащихся Сводные результаты исследования уровня внимания младших школьников с нарушением интеллекта (переключение внимания) Р Виды коррекционно – развивающих упражнений по развитию внимания на уроках чтения 1. Упражнения на развитие концентрации внимания. 2. Упражнения на увеличение объема внимания и кратковременной памяти. 3. Упражнения на тренировку распределения внимания. 4. Упражнения на развитие навыка переключения внимания. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №3 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (контрольный результат) Переключение внимания Высокий уровень – 4 учащийсяСредний уровень – 2 учащихсяНизкий уровень – 6 учащихся Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №3 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (контрольный результат) Сравнительный анализ развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в результате опытно-коррекционной работы Внимание младших школьников с легкой степенью умственной отсталости улучшилась в результате: использования специальных коррекционно – развивающих упражненийосуществления целенаправленной работы с родителямипри поэтапном построении работыВсе это доказывает правомерность выдвинутой гипотезы. Положительная динамика выразилась в следующем: возрос средний уровень внимания; появился интерес к выполнению заданий; повысилась техника чтения учащихся.