Методические рекомендации по составлению индивидуальной карты по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся


ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»Методические рекомендации по составлению индивидуальной карты по ликвидации пробелов в знаниях обучающихсяМетодист: Пешкова Т.И. . Этапы формирования положительного отношения к учению Формируемые отношения 1-й этап 2-й этап 3-й этап К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал К процессу учения (усвоения знаний) Действует преподаватель – обучающийся только воспринимает Ведущим остается преподаватель– обучающийся участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится обучающийся , преподаватель участвует в отдельных звеньях процесса К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий К преподавателю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. Этапы урока Виды помощи в учении Контроль подготовленности обучающихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.Предложение обучающемуся примерного плана ответа.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих обучающихся с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Самостоятельная работа обучающихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.Напоминание приема и способа выполнения задания.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления Организация самостоятельной работы вне аудитории Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий Профилактика неуспеваемости Этапы урока Акценты в обучении Контроль подготовленности обучающихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала обучающимися , пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал Самостоятельная работа обучающихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь обучающимся в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль Организация самостоятельной работы вне аудитории Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций обучающимися. Согласовывать объем домашних заданий с другими преподавателями группы, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих обучающихся Рекомендуется использовать алгоритм проводимой работы над пробелами в знанияхПроводить входное тестирование с целью выявления пробелов в знаниях (в начале года и при поступлении новых обучающихся).Составлять карту пробелов в знаниях.На основании карты пробелов составлять программу ликвидации пробелов в знаниях.Пересматривать календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки закрепления (отработки навыков), было отведено достаточно времени.Обучение проводить дифференцированно. Не отработав простого, не переходить к сложному. Для осуществления оперативного контроля за деятельностью обучающихся, своевременного выявления пробелов, фиксации индивидуальных пробелов в знаниях и проведения систематической  планомерной индивидуальной работы над пробелами каждого обучающегося, завести тетради на каждого обучающегося, которые будут являться для преподавателя тетрадями обратной связи (ТОС)Выбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения с учетом уровня обученности обучающихся.Готовить дидактический и раздаточный материал, опорные и тренировочные материалы и т.д., необходимые для организации работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях.При необходимости вести рабочие таблицы текущего учета пробелов по теме, разделу.Проводить самоанализ своей деятельности, оценивать эффективность проводимой работы.Работа с неуспевающими должна вестись систематически