Презентация по русскому языку на тему Глагол как часть речи. Правописание НЕ с глаголами (5 класс)
Мы проснулись, мы здоровы,И к работе все готовы.Голова наша светла, Отдохнула до утра.Мышцы стали все сильнее,Каждый орган - здоровее.Нервы крепкие – стальные,Как пружинки заводные.Ноги-руки – все в движеньеВот и снято напряженье. Настрой на урок Мотивация к учебной деятельности Интересная часть речиВ русском языке живётКто что делает - расскажет:Чертит, пишет иль поёт,Вышивает или пашетИли забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит. -Всё расскажет вам ……(?) Мотивация к учебной деятельности Интересная часть речиВ русском языке живётКто что делает - расскажет:Чертит, пишет иль поёт,Вышивает или пашетИли забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит. -Всё расскажет вам ГЛАГОЛ! СТАДИЯ ВЫЗОВАОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА Тема урока: «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.НЕ С ГЛАГОЛАМИ» На глагола обращали внимание многие писатели. Русский писатель А. Югов, например, писал: «Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!» ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕСООБЩЕНИЕ ИНТЕРЕСНЫХ СВЕДЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ По подсчётам учёных, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Чаще всего используются в речи глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.В художественной речи до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов; морфологические категории глагола (наклонения, время и др.); выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ» Цели (чего я хочу добиться на уроке?) Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глаголВспомнить, на какие вопросы отвечает глаголУзнать, каким членом предложения может быть глаголВспомнить морфологические признаки глаголаРасширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголамиПополнить свой словарный запасСтать грамотнее Вспомним и обсудим всё, что вы знаете по этой теме ? АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ХОЧУ УЗНАТЬ! УЗНАЮ! ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ? это часть речи, которая обозначает действие предмета или лица, отвечает на вопросыЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?В предложении глагол обычно является сказуемым. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ? «Лингвистические раскопки» Узнаем глагол по его значению Глаголы движенияГлаголы чувств и эмоцийГлаголы речи и мыслиГлаголы звучанияГлаголы взаимоотношений между людьми «Отыщем» глагол в картинках Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, кричать, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми БРОДИТЬ БЕЖАТЬ ПРЫГАТЬ ПОЛЗТИ Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться хихикать, мяукать, драться, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми БРОДИТЬ БЕЖАТЬ ПРЫГАТЬ ПОЛЗТИ БОЯТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ СЕРДИТЬСЯ ВОСХИЩАТЬСЯ Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, догадаться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми БРОДИТЬ БЕЖАТЬ ПРЫГАТЬ ПОЛЗТИ БОЯТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ СЕРДИТЬСЯ ВОСХИЩАТЬСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕКЛАМИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ ДОГАДАТЬСЯ Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми БРОДИТЬ БЕЖАТЬ ПРЫГАТЬ ПОЛЗТИ БОЯТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ СЕРДИТЬСЯ ВОСХИЩАТЬСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕКЛАМИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ ДОГАДАТЬСЯ ЛАЯТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ ХИХИКАТЬ МЯУКАТЬ Распределите глаголы по группам в зависимости от значения: бояться, рассказывать, бродить, воевать, бежать, сотрудничать, прыгать, лаять, шелестеть, радоваться, декламировать, размышлять, ползти, жениться, сердиться, хихикать, мяукать, драться, восхищаться, Глаголы движения Глаголы чувств и эмоций Глаголы речи и мысли Глаголы звучания Глаголы взаимоотношений между людьми БРОДИТЬ БЕЖАТЬ ПРЫГАТЬ ПОЛЗТИ БОЯТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ СЕРДИТЬСЯ ВОСХИЩАТЬСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕКЛАМИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ ДОГАДАТЬСЯ ЛАЯТЬ ШЕЛЕСТЕТЬ ХИХИКАТЬ МЯУКАТЬ ВОЕВАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ ДРАТЬСЯ ЖЕНИТЬСЯ (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.В чужом доме (не) указывают.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.Лодырю всегда (не)здоровится. Работа с пословицами. «Четвёртый лишний».Найдите лишнее предложение. Объясните, чем оно отличается от других трёх предложений. НЕ с глаголами(просмотр видеофильма) «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ НЕ с глаголами(просмотр видеофильма)Работа над пословицами:Написано пером – не вырубишь топором.После драки кулаками не машут.Кто не работает, тот не есть.Семеро одного не ждут.Лентяю всё неможется да нездоровится. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ Не выучил, не делай.Не знаешь, не спеши.С глаголами отдельноЧастицу НЕ пиши! НЕ с глаголами Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину) Грамматическая сказка «Сила любви» Физминутка «Утренняя гимнастика» Дифференцированные задания по группам 1 группа Упражнение из учебника № 609 (по образцу: выписать из пословиц все глаголы, объяснить по образцу их правописание с НЕ, определить время глаголов. 2 группа Упражнение из учебника № 610 (заменить выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ слитно). 3 группа Индивидуальная работа (составлении предложений по картинкам «Как нельзя вести себя на улице») 4 группа Индивидуальная работа (вставить в пословицы нужные глаголы, объяснить написание НЕ с глаголами)) ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Оживите картинку с помощью глаголов Обязательное условие: употребить глаголы с частицей НЕ Словарная работа Неволить - принуждать что-то сделать против желанияНедомогать - болетьНедоумевать - сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём делоНеистовствовать - безудержно буйствовать, гневатьсяНегодовать -испытывать возмущение, быть крайне недовольным Урок русского языка в 5 классе НЕ С ГЛАГОЛАМИУчитель русского языкаСолдатова Лариса Евгеньевна
ТЕСТ1. Глагол - это .............часть речи:а) самостоятельная ; б) служебная2. Глагол отвечает на вопросы:а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?3. Глагол обозначает:а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета4. У глагола есть три времени: ..............., .......... и ......... .5. Спряжение глаголов - это:а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью…...8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. .9. Глаголы………нашу речь. Урок русского языка в 5 классе НЕ С ГЛАГОЛАМИУчитель русского языкаСолдатова Лариса Евгеньевна
1. Глагол - это САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ часть речи2. Глагол отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?3. Глагол обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА4. У глагола есть три времени: НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ5. Спряжение глаголов – это ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются ПО РОДАМ7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью СУФФИКСА -Л-8. В предложении чаще всего глагол бывает СКАЗУЕМЫМ и образует с подлежащим ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ)9. Глаголы УКРАШАЮТ, ОБОГАЩАЮТ нашу речь Глаголы делают нашу речь ... . Без глаголов жизнь была бы ... и ... . ИТОГИ УРОКА ИТОГИ УРОКА Сегодня мы узнали о….Теперь я могу….Я научился….Мне было трудно….Своей работой я …. САМОАНАЛИЗ САМОАНАЛИЗ Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика). РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ на выбор (разный уровень сложности): 1.Прочитать правила § 106 и § 107 и выполнить упражнения 606, 612. 2. Выполнить упр. 607 (выписать однокоренные существительные и глаголы в два столбика, письменно определить время, лицо, число глаголов) и упр. 614 (прочитать текст, ответить на вопрос в задании к упражнению; списать, подчеркнуть все глаголы, обозначить написание НЕ с глаголами) 3.Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что знали и чему научились на сегодняшнем уроке. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и желаю вам удачи. Пусть всегда у вас будет хорошее настроение! УДАЧИ ВСЕМ! Проверка домашнего задания (упр. 607) В мае все л_сные жители п_ют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми г_лосами п_ют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скр_пят жуки и кузнеч_ки. Барабанят дятлы, св_стят флейтой иволги. Лает л_сица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. (В. Бианки) Проверь себя! В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. (В. Бианки) Проверь себя! поют играют умеетуслышишь скрипят барабанятсвистят лает кашляет воет ухает жужжат урчат квакают Проверь себя! поют - наст. вр., мн. ч., 3 лицо играют - наст. вр., мн. ч., 3 лицо умеет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо услышишь - наст. вр., ед. ч., 2 лицо скрипят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо барабанят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо свистят - наст. вр., мн. ч., 3 лицо лает - наст. вр., ед. ч., 3 лицо кашляет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо воет - наст. вр., ед. ч., 3 лицо ухает - наст. вр., ед. ч., 3 лицо жужжат - наст. вр., мн. ч., 3 лицо урчат - наст. вр., мн. ч., 3 лицо квакают - наст. вр., мн. ч., 3 лицо