Из опыта работы над текстом при подготовке к экзаменам


Баудинова Гульнара Сайдиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14Курского муниципального района Ставропольского края Готовимся к экзаменам… Комплексная работа с текстом на уроках русского языка Технология опыта Цель: на основе информации текста учить  понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы. Задачи: разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка; определить уровень сформированности навыка написания изложения;создать условия речевой самореализации личности обучающихся, в том числе и на государственной итоговой аттестации. Создание связного текста определять тему текста называть основную мысль определять тип и стиль речи отбирать материал: выделять  ключевые слова, опускать детали избирать наиболее желательную форму языкового выражения составлять и рассказывать по плану научить заканчивать рассказ отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами) передавать прочитанные предложения другими словами сокращение текстов свободный  и творческий диктанты составление  предложений на определённую тему Выразительное чтение текста.Словарная работа.Тема текста.Идея текста.Тип текста.Стиль текста.Выразительные средства речи и их роль. Примерный план анализа текста любого типа речи: Ведущая идея опыта Многоаспектная работа с текстом Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.);стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор). Многоаспектный анализ текста: Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Начиная с 6 класса, стараюсь обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. Подготовка к экзаменам Работе над комплексным анализом текста уделяю время практически на каждом уроке, повторяю при этом значительный объем учебного материала. В старших классах, провожу дополнительные занятия, во время которых учащиеся работают с разными текстами как индивидуально, так и в группах.