Презентация опыта работы Организация педагогической деятельности с мотивированными учащимися
«Организация педагогической деятельности с мотивированными учащимися»Неупокоева М.В. учитель географии, заместитель директора по УВР
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Рабочая тетрадь
Мотивация учебной деятельностиЦель: формирование умения производить рефлексию своей деятельностиУчитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:•Я буду внимателен•Я буду старателен•Я буду трудолюбив•Я буду доброжелателен•Я буду активен•Я буду успешенУчитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе. Учитель в конце урока: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?
Формирующее оценивание (оценивание для обучения) Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
Формирующее оценивание formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Оценивание Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь. Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы. Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Лист самооценки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}НавыкиУмею (+)Умею, но с незначительными ошибками (+-)Не умею (-)Есть ?
Таблица предметных умений Таблица наглядно показывает, какие предметные умения и с кем я должна отработать индивидуально, а какие умения вызывают затруднения у большинства в классе. Эта информация помогает спланировать учебную деятельность на обобщающих уроках, задать детям индивидуальные домашние задания.
Карта понятий. Кластер.. Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. Вначале я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работу выполняю вместе с учениками.
Составление карты понятий требует достаточно много времени, так как эта работа требует размышления, аргументации при работе в группе, выбора способа действия, установление причинно-следственных связей. Перед составлением карты понятий разрабатываются критерии её оценивания, которые помогают учащимся корректировать свои действия. Поэтому урок строю по следующим этапам:Самооценка. Актуализация знаний (работа с учебником, работа со схемами, тест).Постановка задачи, обсуждение критериев оценки карты понятий.Работа в группах.Оценка в группах (по разработанным критериям).Подведение итогов, представление созданных карт.
Рассматривая карту понятий, я делаю выводы о том, как ученики воспринимают отдельные темы, оцениваю уровень их знаний, проверяю, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя.карта понятий помогает ребёнку активизировать свою познавательную, рефлексивную деятельность. С помощью такого вида работы они учатся аргументировать, размышлять, договариваться при групповой работе. Каждая карта понятий всегда оценивается одноклассниками по принятым критериям. Они подходят к работе творчески.
Формирующее оцениваниеУчитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.Учитель создаёт условия для мотивации ученика.Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.
Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания А удивление рождает желание больше узнать «Познание начинается с удивления». АристотельТема урока в 7 классе «Народы Африки»Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?
Общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему:1. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др. Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников. Обучение школьников приемам работы с учебником проводится поэтапно: первый этап — введение приема; второй этап — усвоение приема с обязательным осознанием его состава и закрепление; третий этап — самостоятельное применение приема в условиях новых учебных задач.
Примеры работы с текстом учебника-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);- поставь вопросы к данному абзацу;- составь суждение по тексту параграфа…;- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; - по опорным словам (разверни информацию);- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…;-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);- составь набор понятий темы…;-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….
Почувствуйте себя синоптиком!Составление прогноза погоды на весну и лето по народным приметам нам потребуются сведения о погоде в январе–марте.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Народные приметыПрогноз на весну25 января. Если на Татьянин день стоит ясная солнечная погода или сквозь тучи проглянуло солнце, то следует ожидать ранний прилёт птиц и раннюю дружную весну
ГИА
Мониторинг метапредметных УУД Предлагаю вашему вниманию анкету по определению уровней сформированности УУД. Ее можно использовать как одну из методик или в дополнение к ним. Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у уч-ся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности. Для наглядности можно использовать цветное заполнение ячеек.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Параметры характеристики школьника (УУД)ИвановПетровСидоров1Регулятивные УУД Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения2Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения3Понимает требования учителя и старается их выполнять4При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления
Обработка результатов (по каждой сфере):+ высокий уровень (3 балла)+\- средний уровень (2 балла)- низкий уровень (1 балл) Низкий уровень: ниже 13 балловСредний уровень: 13-23 балла Высокий уровень: 23-30 баллов
Интернет-ресурсы, содержащих информацию по основным темам курса. qeo.1september.ru — сайт «Я иду на урок географии».nature.worldstreasure.com — «Чудеса природы»: материалы о природных явлениях.rqo.ru — географический портал «Планета Земля».qeo 2000.nm.ru — «География»: информация об особенностях строения природных ресурсов.Nationalgeographic.com — электронная версия журнала «National geographic».maps.qooqle.com — справочные географические карты в сочетании с космическими снимками.geography.about.com/cs/photos/ — карты и космические снимки участков земной поверхности.www.allbest.ru — ссылки в разделе «География».
Одаренные дети- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Олимпиады
Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:• беседы; • дискуссии; • игры; • состязания; • походы и экскурсии; • конкурсы; • турниры; • собеседования; • олимпиады; • наблюдения; • творческий труд; • поисковые эксперименты; • индивидуальные занятия; • художественно-эстетическая деятельность и т.д.
В урочной форме такие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - работа в малых группах, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - задания творческого и нестандартного характера.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Интернет - ресурсыКарта:http://www.hometownsevier.com/wp-content/uploads/2013/04/Compass-And-Old-Map.jpg Сундук и карта: http://img-fotki.yandex.ru/get/9480/206363740.48e/0_d6f2f_4dd0f139_orig Подзорная труба:http://shop.kladz.ru/image/cache/data/goriz/sl492909-500x500.png Часы:http://www.vippresent.ru/chasi_derevo/shturval_2.jpg На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.