Я выбираю профессию (программа развивающих игр для старшеклассников)


«Я выбираю профессию» Программа развивающих игрдля старшеклассниковсоставила: Вдович С.А. психолог Аромашевской средней школы «Я выбираю профессию» Данная программа предлагает ряд игровых занятий, помогающих (прежде всего психологически) выбрать профессию. Играм «в профессию» можно посвятить несколько часов в течение учебного года, перед выпускным классом. Можно использовать ее в качестве элективного курса для учащихся 9 классов, чтобы в дальнейшем учащиеся могли выбрать профиль образования, необходимый им для дальнейшей самореализации. Программа «Я выбираю профессию» состоит из двух циклов занятий. Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии, второй – анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. Программа рассчитана на 10 занятий (11 занятие – рефлексивное, для подведения итогов, как учащихся, так и педагога, руководящего занятиями), продолжительность занятий – 1 час. Программа «Я выбираю профессию» На занятиях применяются методические приемы организации коллективной деятельности школьников. Основной из них – взаимная групповая оценка. По желанию школьников организуются две группы. Ребята сами выбирают руководителей групп из общего числа участников. Получив свое задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. Результаты решения (доклады, сообщения групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют учитель и две группы школьников. Программа «Я выбираю профессию» Сначала разбирается решение первой группы, а вторая группа анализирует и оценивает его, затем – наоборот. Анализируют и оценивают по схеме:соответствие доклада группы заданной теме;правильность решения; аргументация в пользу полученного решения (полнота аргументации, ее продуманность);творческий характер решения;полнота решения (на все ли вопросы есть ответы; степень использования предложенных для занятий материалов и схем). Программа «Я выбираю профессию» Используется так же соревнование между группами. В конце каждого занятия руководитель практикума объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активное участие в коллективной работе. Цикл I. Условия выбора профессии. Занятие 1.«Выявление готовности школьника к выбору профессии»Практическое занятие.Входящее тестирование. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.Занятие 2. «Мир профессий и профессиональные требования»Практическое занятие.Методический прием. Организация взаимной групповой оценки. Занятие 3.«Природные предпосылки». Методический прием. Организация взаимной групповой оценки. Цикл I. Условия выбора профессии. Занятие 4.Мнения старших членов семьи, учителей и друзей о выборе профессии Методический прием. Ролевая игра, коллективная дискуссия. Метод «зеркала».Занятие 5 Информированность школьников о профессиях и профессиональных требованиях. Методический прием. Метод организации групповой оценки. Занятие 6. Личные жизненные и профессиональные планы. Методический прием. Психологическое «зеркало». Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии. Занятие 7. Влияние престижности профессии науспешность профессионального самоопределения. Методический прием. Беседа, коллективное обсуждение. Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии. Занятие 8.Перенос отношения к школьному предмету на отношение к профессии.Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.Занятие 9. Методика полярных профилей.Методический прием. Коллективное обсуждение. Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии. Занятие 10. «Презентация профессии».Методический прием. Метод организации взаимнойгрупповой оценки. Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии. Занятие 11. «Как мы выбирали профессию».Рефлексивное занятие. Методический прием.Коллективное обсуждение.