Презентация на тему Использование ИКТ на уроках русского языка с целью развития орфографической зоркости учащихся
Использование ИКТс целью развития орфографической зоркости учащихсяна уроках русского языка
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» В.Г.Белинский
более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихсяс большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТформируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизациирасширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей
style.colorfillColorfill.typefill.on
Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли
Цель учителя – научить учащихся осуществлять правильный выбор путём анализа и дифференциации имеющейся информации.
ЗАДАЧИ, которые нужно решить для достижения целиСоздание новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников;Разработка моделей уроков с использованием ИКТ;Подготовка методических материалов, методических рекомендаций;При планировании урока с применением новых информационных технологий, соблюдаются дидактические требования, в соответствии с которыми четко определяется педагогическая цель применения информационных технологий в учебном процессе; уточняется:а) где и когда буду использовать информационные технологии;б) согласовывается выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;в) учитывается специфика учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;г) происходит закрепление и контроль ЗУН; 5. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; 6. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (в частности, к русскому языку и литературе); 7.Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
Цель ученика – уметь находить способы решения орфографических задач, применяя различные приёмы.
Классификация орфографических трудностей русского языка:
1) слова с непроверяемыми безударными согласными: бечевка, кощей, наваждение и др.;2) слова с трудно проверяемыми безударными гласными: кочан, снегирь, пескарь и др.;3) слова с чередующимися гласными типа: плавучий – пловец, подравнять – подровнять и т.п.;4) слова с гласной после шипящей в корне: желоб, жернов, саженки, трущоба, шепот и др.;5) слова с гласными после буквы ц в корне: панцирь, цигейка, цинга, циновка, цокотать и др.;6) слова с сомнительными согласными: варежка, вперемежку – вперемешку, деревяшка, изморозь – изморось, копчушка, набалдашник, скворечник и др.;7) слова с непроизносимыми согласными: дилетантский – интриганский, чувствовать – чествовать, явственный – яства и др.;
8) слова с ассимилирующимися одиночными и двойными согласными в корне и на стыке морфем: брезжить, вожжи, возжечь – возожжешь, дребезжать, дрожжи и др.;9) слова с приставками пре- - при- типа: пребывать – прибывать, преемник – восприемник, презирать – призирать и др.;10) слова с гласной ы после приставки типа безыдейный и т.п.;11) слова суффиксального образования:а) имена существительные типа: времечко, горлинка, завалинка, полосонька; воробушек – воробышек, камешек – камушек; печение – печенье; корчевка;б) имена прилагательные типа: дощатый, веснушчатый; ветреный – ветряный; масляный – масленый; баскский, этрусский, хвощовый, чесучовый;в) прилагательные и причастия с суффиксами –н- и –нн- типа деланный, путанный, раненый, раненный;12) слова с дифференцированным написанием окончаний:а) имена существительные типа домишко, род.домишка и (разг.) домишки; топорище, мн. число топорищи и (разг.) топорища;б) имена прилагательные типа бескрайний – бескрайный, иногородний – загородный;
13) наречия:а) со слитным написанием типа: внакидку, вразбивку, вразрядку, навынос;б) с дефисным написанием типа: по-видимому, по-прежнему, подобру-поздорову, с бухты-барахты;в) наречные выражения с раздельным написанием типа: без удержу, в подбор, до упаду, на ощупь, под стать, с разбегу; 14) сложные слова со слитным и дефисным написанием:а) имена существительные типа: автодело, агротехника; а так же типа вертишейка, перекати-поле, блокпост, блок-система;б) имена прилагательные типа: морально-политический, морально устойчивый, общественно-экономический , общественно полезный; 15) слов (главным образом, иноязычного происхождения), не регламентируемые никакими правилами, написание которых проверяются в словарном порядке: бриолин, винегрет, конфорка, периферия, эликсир и др.; 16) иноязычные слова:а) с гласной э – е: мер, пленэр, адекватный, диета, пенсне, стенд и др.;б) с гласной и – й: ион – йод и др.;в) с одиночными или двойными согласными: агрегат, агглютинация, аттракцион, рессора и др.;г) пишущиеся в соответствии с их иноязычным звучанием: ин-кварто, сальто-мортале, форс-мажор и др.; 17) особые трудности вызывает слитное и раздельное написание приставки – частицы не; 18) употребление строчных и прописных букв.
Чтобы верно написать слово сто(г\к), надо соотнести его в зависимости от контекста или со словом стога, или со словом стоки.СТОГ (по Ожегову)– большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или сноповНапример: Лиса... под стоГом прилегла вздремнуть. (Крылов)СТОК - 1. течение по наклону откуда-н. Крыша делается покатой для стоКа воды. 2. Канава, труба, жолоб или иное устройство, по к-рому стекает откуда-н. вода. Прочистить стоКи.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость
ПРИМЕРЫ
Орфография. Непроизносимые согласные в корне слова.Порой в словах встречаютсяУжасные согласные.Они не произносятся,И что писать, неясно нам…Чтобы знать, как писать,Надо слова изменять.И за звуком непонятнымБыстро гласную искать. От данных существительных образуйте прилагательные. Грусть – Доблесть – Злость – Ужас – Честь -
- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили? - Какие слова помогли нам не допустить ошибки? Грусть – грусТныйДоблесть – доблесТныйЗлость – злосТный Ужас – ужасныйЧесть - чесТный
Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. (Работа в парах с последующей самопроверкой) До чего же сегодня день прелес..ный,Солнце в небе праз..нично горит,Освещает мес..ность и окрес..ностьИ теплом своим сер..ца бодрит.Но лежит на пас..бище корова –Грус..но смотрят карие глаза.Чу..ствую, что ей пастух суровый«Здра..ствуйте» сегодня не сказал. (А.Хайт, А.Левенбук)
Проверь себя:ПрелесТный – прелесТьПразДнично (словарное слово)МесТность – месТоСерДца – серДечкоПасТбище – пасТиГрусТно – грусТитьЧуВствую (словарное слово)ЗдраВствуйте – здраВие, здороВье
Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова Звёз..ный поворотОпас..ный случайСчас..ливый небосклонВкус..ный пирогЧудес..ный вечерПоз..ний писательИнтерес..ный денёкИзвес..ный рассказ
Падежные окончания существительныхВ каком ряду во всех словах пишется Е ?1. К батаре.., в уль.., с ветк.., на брошк.., о санатори…2. В планетари.., в ине.., в волнень.., к тёщ.., у бан…, на сирен…3. В волнени.., к галере.., у Натали.., к упряж.., на ожерель.., на кляч…4. В низовь.. Волги, к Наталь.., к деревн…, на обочин…, по тропинк… 1
Проверь падежные окончания существительных1. К батарее, в улье, с ветки, на брошке, о санатории.2. В планетарии, в инее, в волненье, к тёще, у бани, на сирени.3. В волнении, к галерее, у Наталии, к упряжи, на ожерелье, на кляче.4. В низовье Волги, к Наталье, к деревне, на обочине, по тропинке.
Падежные окончания существительных1) Лакома овца к сол(…), а коза к вол(..).2) Цыплят по осен(..) считают.3) Проверяй друга в опасност(..).4) Азбука – к мудрост(..) ступенька.5) Птица рада весн(..), а дитя матер(..).2
Падежные окончания существительныхРаботать на завод(..), лежать в больниц(..), учиться в институт(..), ждать на почт(..), на широкой площад(..), на нашей улиц(..), возвратиться из библиотек(..), жить в Новгород(..), навещать родственников в Томск(..), в узком переулк(..), выехать из деревн(..), просить у подруг(..).3
Падежные окончания существительных1) В дом(..) у дедушк(..), 2) в тетрад(..) по математик(..),3) в тетрад(..) по биологи(..),4) были в зоопарк(..), в музе(..),5) на лекци(..) по истори(..),6) по дорог(..) к деревн(..),7) находиться в здани(..),8) побывать в Ази(..), во Франци(..).В каких вариантах вы вставили только букву И?4
Ь знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов.Серая мы(ш, шь), способная молодё(ж, жь), испе(ч, чь) пирог, из-за ту(ч, чь), утренняя ти(ш,шь), острый ме(ч, чь), соберё(ш, шь) урожай, перочинный но(ж, жь), много учили(щ, щь), отли(ч, чь)но поё(ш, шь), чёрная ту(ш, шь), постройка да(ч, чь), колосистая ро(ж,жь), пое(ш, шь)те нашего угощения.
Согласные буквы в суффиксах -чик, -щик.- чик -После других согласных- щик - курильщик крановщик карманщик фонарщик временщик развоЗчик перебеЖчик горнодобыТчик развеДчик переноСчикнщрщжД т З С
Груз..ик, фонар..ик, навод..ик, смаз..ик, Набор..ик, пулемет..ик, зелен..ик,объезд..икдонос..ик, зенит..ик, извоз..ик, развед..ик В каком кубе спрятаны все существительные с суффиксом- чик - ?
Буквы И-Е в суффиксах существительных -ик, - ек-ек-икилиЧто увидели дети в зоосаде?
Буква О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Перепишите, вставив пропущенные буквы1) Холщ(..)вый мешок2) Грош(..)вые расчёты3) Камыш(..)вые заросли4) Песц(..)вый воротник5) Оранж(..)вый цветок6) Нож(..)вое ранение7) Ситц(..)вое платье - О- О- О- О- Е- Е- ЕПроверь!
Объясни орфограммы и пунктограммы Разбор 7
Буква О – Ё в корне слова1) Белка на зиму создаёт кл(..)довые с(ъ, ь)ес(..)ных пр(..)пасов. В разных местах она пряч(..)т ж(..)луди шишки орехи сем(..)на. 2) От длительного пребывания на солнце можно получить ож(..)г кожи.3) Голос говорившего постепенно переш(..)л на ш(…)пот.
Буква О-Ё в корне после шипящихЩ(..)лкнул выключатель, заж(..)гся свет, и окно стало ч(..)рным. Исчезли оч(..)ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш(..)ссе машин. Но скоро и он стихнет. Опустится ноч(?) с её осторожными ш(..)рохами и ш(..)потом.
Проверь себя!Эзоп. «Лев и мышь». (Диктант) Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её, она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что Мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали Льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, что я могу тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от Мыши добро».
ФонетикаФонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки.На какие группы делятся все звуки языка?Каких звуков больше?Чем отличаются гласные звуки от согласных?Задание: запишите данные слова в транскрипции.Беда, труд, вьюн, просьба, устный, жир, юг
взаимопроверка Проверь!беда - [бида] труд - [трут] вьюн - [в’й'ун] просьба - [проз’ба] устный - [усный'] жир - [жыр] юг - [й'ук] Оцени: нет ошибок – 5, 1-2 ош – 4, 3-4 ош – 3.
ОрфоэпияОрфоэпия – раздел науки о языке, который изучает произношение слов.Задание: запишите данные слова, поставь ударение. А кругом цветы лазоревы Распускали волны пряные И, как гости чужедальние, Улыбались дню веселому.
взаимопроверкаПроверь! докумЕнт, киломЕтр, договОр, звонИт, тОрты, бАнты, красИвее, досУг, квартАлОцени: нет ошибок – 5, 1-2 ош – 4, 3-4 ош – 3.
ГрафикаГрафика – раздел науки о языке, который изучает буквы.На какие группы делятся все буквы языка?Каких букв больше?Назовите пары букв по глухости-звонкости.Назовите гласные буквы, которые могут указывать на два звука. В каких позициях эти буквы указывают на два звука?Задание: запишите данные предложения буквами.[нужна знат ‘ и л‘уб’ит’ истор'ий'у свай’эво край’а][малацы р’иб’ата фп’ир’ид’и вас жд’от ищо пр'инцэса арфаграф'ий'а]
взаимопроверкаПроверь!1. Нужно знать и любить историю своего края.2. Молодцы, ребята, впереди вас ждет ещё принцесса Орфография.Оцени: нет ошибок – 5, 1-2 ош – 4, 3-4 ош – 3.
ОрфографияОрфография – раздел науки о языке, который изучает правописание слов.Какие орфографические правила вы помните?Задание: Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. 2. На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.3. Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там.4. Бегут по дорожке доски да ножки. 5. Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.6. На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.
Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммыЪ Ь Без Ь и ЪПол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.
взаимопроверкаПроверь!пол_ю раз_езд с_экономить, обез_яна подъём сыгратьпеченье разъяренный трехэтажныйлистья необъятный обучитьОцени: нет ошибок – 5, 1-2 ош – 4, 3-4 ош – 3.
Запиши слова в алфавитном порядке.Чаща, дыня, жёлудь, торт, зайка, Мила, бублик, ножницы, ракета, мама, арбуз, щука, юла, яблоко, свёкла, Юля, велосипед, хлеб.
взаимопроверкаПроверь! Арбуз, бублик, велосипед, дыня, жёлудь, зайка, мама, Мила, ножницы, ракета, свёкла, торт, хлеб, чаща, щука, юла, Юля, яблокоОцени: нет ошибок – 5, 1-2 ош – 4, 3-4 ош – 3
• ученик работает активно и самостоятельно; • изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; • применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; • у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура; • формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.