Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе Составила учитель начальных классов МБОУ ЦО №9 г.ТулыМасленникова Т.И.2015-2016 уч. год Овладение написанием На основе правильного соотнесения звука и буквы на основе запоминания на основе проверки орфограмм К.Д. Ушинский “Дитя не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает иливовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыкраспоряжаться им свободно в устной или письменной речи. Оновсегда будет страдать от этого коренного недостатка и приизучении всякого другого предмета” Реализация орфографической работы: углубление познавательных интересов;четкий отбор и продуманная структура, дидактического материала, разнообразие видов работ;использование занимательных материалов увлекательных форм и методов работы;систиматичность повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;положительная самооценка: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;введение гибкой тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;организация взаимопомощи в коллективе одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой. Реализация орфографической работы: Ученик должен удивляться тому что: он видит орфограммы;он может написать их правильно; всё это дает хорошие результаты ;ему нравится работать; на уроках русского языка интересно! «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..» Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму Что есть орфографическая зоркость ? Это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания 1. Зрительный 2.Слуховой 3. Рукодвигательный 4.Артикулярный зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «дырками»….. выборочный, предупредительный диктант …. при выполнении всех упражнений орфографическое проговаривание… Этапы решения орфографической задачи, предлагаемые М.Р. Львовым М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1.Увидеть орфограмму в слове 2.Определить её вид 4.Определить «шаги» (алгоритм решения задачи) 3.Определить способ решения задачи 5. Решить задачу 6. Написать слово в соответствии с решением задачи осуществлять орфографический самоконтроль Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? ставить орфографические задачи устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом применять правило проверять написанное то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи Современные подходы Моделирование Использование словарей ,как способ решения орфографической задачи Формирование орфографического самоконтроля Приемы формирования орфографического навыка Письмо под диктовку Творческие работы Письмо под диктовку с предварительной подготовкой Письмо с «дырками» Комментированное письмо Списывание Письмо с проговариванием Прием сознательного пропуска буквы «Знаю -пишу, не знаю – оставляю пропуск» Прослушай слово. Запиши столько чёрточек , сколько звуков в слове. Обведи кружочком , те которые обозначали звуки в слабых позициях. Запиши слово буквами , оставляя в отмеченных местах пропуски . Алгоритм действий ученика "Сомнение - начало поиска истины" "Сомнение - начало поиска истины". Письмо с «окошками» («дырками») в современных учебниках русского языка для начальных классов Письмо под диктовку с предварительной подготовкой Учитель читает (орфоэпически) Ученик –слушает и запоминает Записывает предложение схематически(черточками),подчеркивает «опасные места» Записывает каждое слово слоговыми дугами Произносит по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги Указывает опасные места Учитель читает (орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах , где буква отличается от звука Ученик записывает предложения Под диктовку учителя, ведя карандашом по слогам , ученики проверяю свою запись Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. Спиши слова определённой части речи, грамматической категории. Выпиши словосочетания с фразеологизмами Алгоритм научения учеников выборочному списыванию Алгоритм действий ученика Как списывать? Памятка Комментированное письмо выполняет ряд задач: приучает детей внимательно слушать;развивает умение предварительно планировать свою работу;формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий;учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию. Комментированное письмос указанием орфограмм(по К.А. Москаленко) Памятка для ученика «Объясняю –рассуждаю»мыслю говорю записываю Механизм проведения комментированного письма Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически; Один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет Ученик ( он же) комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение); Ученики всего класса внимательно следят за комментированием , проверяя свои знания в области грамматики Если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик Письмо по памяти 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор 3.Упражнение в запоминании 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами Письмо по памяти Письмо по опорным словам 5.Запись 6.Проверка Словари в обучении и воспитании младших школьников Формирование Орфографического самоконтроля «Внимание: есть ошибки!» Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат Что проверять? Как проверять? Какография Что проверять? Как проверять? подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение;подчеркнуть слово, в нем выделить морфему с ошибкой;подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;привести на полях верную запись слова;написать на полях правильную букву;на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи.отметить только строку, где надо искать ошибку;указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация. 1. Найди ошибку (если она не показана).2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.4. Реши, какое правило надо применить.5. Выполни нужные действия и вставь букву.6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее Читай по слогам – нет ли описок;Снова находи все орфограммы;Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?». моделирование занимает важное место в обучении правописанию пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей помогает учащимся усвоить орфографическое правило обеспечивает открытие общего способа деятельности формирует творческое мышление учащихся Язык и стар, и вечно нов!И это так прекрасно –В огромном море – море словКупаться ежечасно! Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы.