Формирование компьютерной грамотности детей с особыми образовательными потребностями через работу кружка «Основы компьютерной грамотности»


г. АстанаГУ «Специальная коррекционная школа-интернат»Республиканский дистанционный творческий конкурс проектов «Равные-разные»Тукушева Айнур Нургазиновна Формирование компьютерной грамотности детей с особыми образовательными потребностями через работу кружка «Основы компьютерной грамотности»2015 год Цель: Определение оптимальных путей формирования компьютерной грамотности Задачи:- формирование у обучающихся навыков работы на компьютере;- умение работать с различными видами информации окружающего мира;- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни. В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не столько усвоению обучающимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основным направлением специального обучения является работа по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы они могли более полноценно жить и трудиться. Для достижения данной цели разработана программа по дополнительному образованию. Основное направление программы является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе.  Актуальность Отличительные особенности данной программы.Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с ограниченными возможностями дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Этапы внедрения:Данная программа разработана для обучающихся 7-9 классов специальной коррекционной школы-интерната г. Астаны.В программе с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся выделяются три направления в обучении:- Подготовительный – 7 класс. - Ознакомительный – 8 класс. - Основной – 9 класс. Формы и методы работы:Индивидуальные; парное обучение; демонстрация; практические; объяснительно-иллюстративный; игровой; упражнения; репродуктивный; беседы; контроля и самоконтроля. ПРОГРАММА Кружок по информатикеВ состав кружка входят 7 учащихся 7-8 классов, ранее не знакомых с информатикой как с предметом (не изучался по учебному плану СКШИ). Все дети имеют диагнозы легкой умственной отсталости, 3 ученика с проблемами речи, есть дети с дислексией, гиперактивностью, астеническим синдромом. Двое детей сирот, двое из неблагополучных семей есть дети из малообеспеченных семей, где нет ни своей комнаты, ни компьютера. Азы работы на компьютере осваивает с удовольствием ученики 7 «А» класса (игры, тренажеры)Работа кружка Работа кружкаРаботать на интерактивной доске – создавать из готовых геометрических фигур рисунки, неговорящему Даулету помогает его друг Максим Коллективный проект по моделированию рисунков из геометрических фигур создают Алина, Темирлан и Ерканат Работа кружка Работа кружкаХотя у Данияра дисграфия, он хорошо рисует Работа кружкаХотя у Данияра дисграфия, он хорошо рисует Творческие задания на компьютере выполняют Даулет и Кристина Чтобы обратная связь и контроль за усвоением полученных знаний были не только успешными, но и особо интересными, учителем составлен кроссворд содержанием которого являлось основные термины, понятия и на знание устройств компьютера Итогом занятий кружка в мае был конкурс «Я с компьютером на ты». Учащиеся создавали рисунки в графическом редакторе, обрабатывали тексты, печатали на тренажере и т.д. индивидуально подбирались задания от возможностей и способностей учащихся. Мониторинг качества усвоения к концу учебного года{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УчащиесяИнформационные навыкиПрактические навыкиДаниярУзнает, понимает, объясняет Демонстрирует, моделируетДаулетУзнает, понимает, показываетДемонстрирует, моделируетКристинаУзнает, понимает, объясняетДемонстрирует, моделируетАлинаУзнает, понимает, показываетдемонстрируетТемирланУзнает, понимаетдемонстрируетЕрканатУзнает, понимаетдемонстрирует Проблемы:Низкий уровень развития мелкой моторики затрудняет навыки работы с клавиатурой и мышью;Отсутствие компьютерной техники дома ограничивала время занятий, только входе работы кружка;Необходимой поддержки и заинтересованности родителей в освоении компьютера детьми создать не удалось. Пути решения:- Общеукрепляющие физические упражнения;- Увеличение времени на пальчиковую гимнастику;- Доступ к школьным компьютерам в свободное время учащихся;- Показ родителям потенциальных возможностей и привлечение их к сотрудничеству. ТУКУШЕВА АЙНУР НУРГАЗИНОВНАОбразование: Семипалатинсий Государственный Университет им. Шакарима,факультет физико-математический,Специальность: математика и информатика.Место работы: Специальная коррекционная школа-интернатДолжность: учитель 2 категорииПед. стаж: 11 лет, в том числе 3-й год работы с особыми детьмиНаграды:1. Алғыс хат, Астана қаласының Білім басқармасы.– 2015 жыл.2. Мадақтама, Астана қаласының Білім басқармасы. – сәуір, 2015 жыл.3. Мадақтама, Астана қаласының Білім басқармасы. – желтоқсан, 2015 жыл.Профессиональные качества учителя обеспечившую успешную работу над проектом