Требования к структуре и содержанию урока истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС
Требования к структуре и содержанию урока истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС “Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.(В.А. Сухомлинский) Требования к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;• вывод делают сами учащиеся; Требования к современному уроку: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;• времясбережение и здоровьесбережение;• в центре внимания урока - дети;• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;• умение демонстрировать методическое искусство учителя;• планирование обратной связи;• урок должен быть добрым. Требования к современному уроку истории: 1. Дидактические требования к уроку: четкое определение образовательных целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока. Требования к современному уроку истории: 2. Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика. Требования к современному уроку истории: 3. Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирование "зоны ближайшего развития", стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся. Требования к современному уроку истории: 4. Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений». Структура современного урока Мотивирование к учебной деятельности Цель урокаНовый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.РефлексияДомашнее задание Структурные элементы урока Мобилизующий этап урокаЦелеполагание: формирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. На уроке должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя и чтобы начать поиск новой информации. Коммуникация – исследование проблемы в коллективе.Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Л.Н. Толстой. Основные типы уроков Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Основные типы уроков 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Учебная ситуация – особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Создание учебной ситуации должно строиться с учётом: возраста ребенка;специфики учебного предмета;меры сформированности УУД учащихся. Приёмы для создания учебной ситуации: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт;использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Главное требование к современному уроку истории в нашей стране - воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации.Исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе на первое место ставится гуманизация истории. И это ещё одно требование к уроку истории Методические принципы современного инновационного урока Субъективизация МетапредметностьДеятельностныйКоммуникативностьРефлексивностьИмпровизационность Активные методы направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи; это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и учитель находятся на равных правах. Интерактивные методы предполагают проведение занятий в режиме взаимодействия, беседы, диалога как в связке «учитель– ученик», так и учащихся между собой. Интерактивные методы ориентированы на активную, доминирующую позицию учащихся в процессе обучения; роль учителя сводится к направляющей и сопровождающей деятельности, он регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Интерактивные формы обучения Деловые и ролевые игры;Психологические и иные тренинги;Групповая, научная дискуссия, диспут;Дебаты;Кейс-метод;Метод проектов;Мозговой штурм;Портфолио;Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);Разбор конкретных ситуаций;Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся);Круглые столы; СОТ развивающее обучение;проблемное обучение;разноуровневое обучение;коллективная система обучения (КСО);технология решения изобретательских задач (ТРИЗ;)исследовательские методы обучения;проектные методы обучения;технология « дебаты»;технологию модульного и блочно- модульного обучения;лекционно – семинарско - зачетная система обучения; СОТ технология развития «критического мышления»;технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);информационно – коммуникационные технологии;здоровьесберегающие технологии;-систему инновационной оценки «портфолио»;-технологию дистанционного обучениятехнология мастерскихгрупповое обучение и др. Требования к современному учителю во-первых, это профессионал, которыйдемонстрирует универсальные и предметные способы действийинициирует действия учащихсяконсультирует и корректирует их действиянаходит способы включения в работу каждого ученикасоздаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Что для нас современный урок? это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность… Что главное в уроке? Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка Спасибо за внимание!