Презентация по русскому языку на тему Обобщающий урок по теме Причастие


Иван Алексеевич Бунинродился 22 октября 1870 г Обобщающее повторение по теме «Причастие». Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий . 1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. 2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы. 3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок.4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля.5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем. 6. Свернувш_еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.7. А лес стоит в оцепененье, Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.8. Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Заворож _(н,нн)ый тишиной. Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (продолжение) . Вспомните, что называется причастным оборотом.Расскажите о пунктуации при причастном обороте. Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Задание 3.Замените придаточные предложения причастными оборотами.Старая дорога, которая заросла кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах , которые сквозили по лазури. Она видела колокольню, которая мелькала своей белизной, птиц, которые кружились над крестом, а потом улицу, которая выходила в поле. Над глубокими свежими снегами, которые завалили чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо.5) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло вершины белоствольных берёз, которые были осыпаны золотом Задание 4. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно. Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них. Картинная галерея Старая дорога уходила в бесконечную русскую даль, заросшая кудрявой муравой. И. И. Шишкин «Рожь» Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. И. И. Шишкин «Рожь» 3) Она видела колокольню, выходящую в поле, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, мелькавшую своею белизной. А. К. Саврасов «Грачи прилетели» 3) Она видела колокольню, мелькавшую белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле. А. К. Саврасов «Грачи прилетели» 6) Над глубокими свежими снегами, синее, огромное и удивительно нежное небо, залившими чаши деревьев И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» 6) Над глубокими свежими снегами, залившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Сделаем вывод! Закончите предложения: Сегодня я узнал…Я понял, что …Я почувствовал, чтоЯ научился…У меня получилось…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось… Домашнее задание:Повторить все сведения о причастии.Параграфы 12- 27 .Упр.167. Спасибо за работу на уроке!