Презентация по краеведению на тему Зот Таболкин (8класс)
Краеведческая достоверность и самобытность крестьянского характера в произведениях нашего земляка Зота Тоболкина Автор: Осинцева Полина, ученица 7 класса Першинской СОШ Цель работы – изучение краеведческого аспекта в творчестве Зота Тоболкина Задачи: Познакомиться с биографией и творчеством писателя – земляка;Найти аспекты краеведческой достоверности в произведениях писателя;Написать рецензию на произведения Зота Тоболкина , имеющие краеведческую ценность. Объект исследования- биографии и творчество нашего земляка Зота Тоболкина.Предмет исследования- произведения Зота Тоболкина , написанные на основе краеведческих материалов.Методы исследования -Изучение биографии писателя Зота Тоболкина;•Знакомство с произведениями Зота Корниловича: романом «Припади к земле», рассказами «Колодец» и «Слово о пахаре», драмой «Верую», стихотворениями сборника «Эхо»;•Изучение литературных статей о творчестве автора;•Комментированное прочтение эпизодов произведений, содержащих элементы краеведения;•Опрос старожилов села на предмет достоверности событий, описанных в произведениях;•Систематизация материала;•Написание рецензии о прочитанных произведениях нашего земляка по теме работы. Проблемные вопросы:•Кто они, герои произведений Зота Тоболкина?•Откуда крестьяне силу берут, чтобы трудиться не покладая рук?•Где истоки «прочного стояния на своей земле» крестьянина?•Какие события из истории нашего края описывает автор?•В чем заключается самобытность крестьянского характера? Гипотеза исследования. Произведения тюменского писателя Зота Тоболкина являются плодом творческого воображения или написаны на основе достоверного краеведческого материала. В ходе исследования мы пришли к заключению, что все, рассмотренные нами произведения, написаны на основе реальных событий. Большинство произведений автобиографичные, с реально существовавшими героями. Поэтому по произведениям Зота Корниловича можно изучать историю нашего края, села. ЗОТ КОРНИЛОВИЧ ТОБОЛКИН, ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, ДРАМАТУРГ, ПУБЛИЦИСТ, ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙРОДИЛСЯ 3 ЯНВАРЯ 1935 ГОДА В ДЕРЕВНЕ ХОРЗОВО ЗАВОДОУКОВСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.НАЧАЛ РАБОТАТЬ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, БЫЛ ПРИЦЕПЩИКОМ, ТРАКТОРИСТОМ, ЭЛЕКТРИКОМ, СЛЕСАРЕМ, КАМЕНЩИКОМ, ГЕОДЕЗИСТОМ.УЧИЛСЯ В РЕМЕСЛЕННОМ УЧИЛИЩЕ И ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ. ЗАКОНЧИЛ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ УРАЛЬСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА.С 1964 ГОДА РАБОТАЛ В ГАЗЕТАХ, НА РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИИ. ВЫПУСКНИК ВЫСШИХ РЕЖИССЕРСКИХ КУРСОВ В МОСКВЕ (1975 Г.).ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ БЫЛИ ОПУБЛИКОВАНЫ В 1972 ГОДУ. З.К. ТОБОЛКИН – АВТОР МНОГИХ РАССКАЗОВ, ПОВЕСТЕЙ, РОМАНОВ: «ПРИПАДИ К ЗЕМЛЕ» (1976 Г.), «ЛЕБЯЖИЙ» (1979 Г.), «ЖИЛ-БЫЛ КУЗЬМА» (1981 Г.), «ГРУСТНЫЙ ШУТ» (1983 Г.), «ОТЛАСЫ» (1985 Г.), «У БОГА ЗА ПАЗУХОЙ» (1995 Г.), «ГОЛГОФА» (2001 Г.).ЕГО ПЬЕСЫ «ГЕОЛОГИ», «ВЕРУЮ!», «СКАЗАНИЕ ОБ АННЕ», «ПОЛИКАРП ПЕРВЫЙ» И ДРУГИЕ СТАВИЛИСЬ НА СЦЕНАХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ ТОБОЛЬСКА, ТЮМЕНИ, ГОРЬКОГО, АРМАВИРА, УЛЬЯНОВСКА, МОСКВЫ.ЖИВЕТ В ТЮМЕНИ. Сын «врага народа», мой брат Прокопий, прямо с трактора ушел на фронт.Перед отправкой, взяв гармонь, наиграл провожавшим напоследок мелодии тех времен, живущие века, про бродягу с Сахалина, «Златые горы», про чудную планету Колыму – все, что требовали. Свою гармошку мне завещал, а сам где-то на дорогах войны в 19 лет пропал без вести. Девки и бабы деревенские поздними вечерами, собравшись вместе, поревев, погоревав ( кто-то уже получил похоронки), затягивали песни, те, что горе утешали. Меня, девятилетнего парнишку, просили подыграть, а утром шли на дойку, на покос, в поле. Да и позже, в праздники, на вечорках мне до мозолей приходилось наигрывать и «Барыню», и «Цыганочку», и все, чего просили. Я и засыпал с гармошкой, никому ее не доверял. Об этом и о многом другом я рассказал в прозе, пьесах. В детстве мечтал быть пекарем или поваром, очень «сытные» профессии, но приходилось работать с мамой «в пристяжке». Таскал картошку и другую нехитрую снедь на базар за 20 верст в Заводоуковск. Там можно было купить булку казенного хлеба. Как-то мать ушла в очередь, оставив меня торговать. У меня все сперли. Я взвыл от обиды. Мой вой услышал парнишка, главарь этой орды.Все вернули и даже проводили до Бармы (лог, где иногда убивали). Чту и помню священно свою первую учительницу Марию Ефимовну Исакову.В школе я был трудный ученик, «первый парень на деревне», все с гармошкой: вечорки по зимам, летом – полянка, но читать любил. Всю школьную библиотеку домой перетаскал и перечитал. Когда был обнаружен пустой книжный шкаф, пришли ко мне. Пришлось расстаться с любимыми книжками, но ни слова порицания не услышал я от своей учительницы. Нами были сделаны выводы:•большинство произведений Зота Тоболкина – автобиографичные;• прототипами героев его романов, повестей, рассказов и стихотворений являются наши земляки с реальными фамилиями и именами;• топонимические названия, упоминающиеся в произведения, сохранились до наших дней;•выявлена краеведческая достоверность событий, описанных в произведениях;•писатель пользуется в своих произведениях живым русским языком, в котором есть своеобразие сибирского говора;•Зот Тоболкин, изображая жителей села, раскрывает духовную суть крестьянской души: «Человек ожесточается, когда без веры живет. Земля не дает веру терять. Земля тихим светом насквозь просвечивает, чтобы всю правду понять». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!