Презентация Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
Щукина Елена Михайловнавоспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Алатырь Чувашской республики Педагогическая ценность загадок о буквах Повышение интереса к изучению букв родного языка.Облегчение процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения.Повышение эффективности усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв.Закладывание основ грамотного правописания, формирование лингвистического мышления.Активизация абстрактного мышления.Развитие грамотной устной речи, в т. ч. диалогической. Разновидности загадок о буквах 1. Описание особенностей, доступных зрительному восприятию: - Загадки о внешнем образе букв.2. Описание особенностей, скрытых от зрительного восприятия: - Загадки о звуковом значении букв; -Загадки о прочих характерных особенностях букв.3. Полное описание буквы, включая звуковое значение, прочие особенности и внешний образ.4. Загадки «наоборот». Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв ГЛАСНЫЕ Придают согласным твердость: А О У Ы ЭПридают согласным мягкость: Я Ё Ю И ЕОбозначают два звука: Е – [йэ] Ё – [йо] Ю – [йу] Я – [йа],если стоят в начале слова и после гласных.Если стоят после согласных – смягчают их и обозначают один звук – гласный. Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв (продолжение) СОГЛАСНЫЕ Парные: - звонкие: Б В Г Д Ж З - глухие: П Ф К Т Ш СНепарные: - звонкие: М Н Л Р Й - глухие: Х Ц Ч ЩОбозначают два звука (мягкий и твердый):Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Обозначают один звук (твердый): Ж Ш ЦОбозначают один звук (мягкий ): Й Ч ЩНе обозначают звуков: Ь Ъ Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв Бывают в предложении маленькими словечками: гласные А, И, О, У, Я; согласные В, К, С.Парные звонкие согласные не звучат в конце слов, вместо них звучат их «соседи» - парные глухие.Ё – в словах всегда ударная.О, Е – не звучат в словах без ударения, вместо них звучат А,И.Й, Э – редко встречаются в словах.Й – очень редко стоит в начале слов.Ы – не стоит в начале слов.Я – стоит в конце алфавита. Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв (продолжение) «Характеры» букв: И – добрая, любит, чтобы все дружили; К – любит приближать что-то к чему-либо; С – соединяет что-то с чем-либо; Ч, К – любят все уменьшать и называть ласково; и т.п. Требования к загадкам о буквах 1-я разновидность предполагает: - наличие сходства с какими-либо объектами; - наличие сходства с другими буквами.2-я разновидность предполагает: - отсутствие лишних слов; - наличие только необходимых теоретических сведений о букве; - сообщение какой-либо одной своеобразной особенности буквы или ее «характера».3-я разновидность предполагает краткий связный описательный рассказ о букве, включающий все ее особенности. Требования к загадкам о буквах (продолжение) 4-я разновидность предполагает краткие ответы на вопросы, задаваемые отгадчиком тому, кто загадал букву. Вопросы задаются о вышеуказанных особенностях в заданном порядке. - Гласная или согласная? Гласная – дружит с твердыми или мягкими согласными? Бывает маленьким словечком? С нее начинается алфавит? Согласная – обозначает один или два звука? Звонкая или глухая? Парная или непарная? Бывает маленьким словечком? Часто встречается в словах? Примеры загадок о буквах Эта буква гласная, обозначает один гласный звук, дружит с мягкими согласными, в предложении бывает маленьким словечком. У нее добрый характер, она любит, чтобы все дружили и всех соединяет (И) Эта буква согласная, обзначает один твердый звук, непарная (Ц) Эта буква гласная, обозначает два звука, бывает в предложении маленьким словечком (Я) Заключение Данный способ несколько лет применяется мной на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и дает положительные результаты, в том числе повышая детский интерес к родному языку в целом и облегчая процесс обучения чтению в частности. Данный способ помогает избегать ошибок при чтении. В дальнейшем дети отличаются более развитым мышлением (в т. ч. логическим), письменной грамотностью и более успешно обучаются в школе.