Повышение качества образования через реализацию современных образовательных технологий
Повышение качества образования через реализацию современных образовательных технологий Медуница Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОСШ № 32014г. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим К.С.Станиславский СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИинформационно- коммуникационные технологии, технологии оценки учебных успехов,технологии проектной деятельности, проблемное обучение,интегрированное обучение,здоровьесберегающие технологии,коррекционно-развивающие технологии, технологии личностно-ориентированного обучения,игровые технологии,тестовые технологии,технологии формирования типа правильной читательской деятельности Система «Школа 2100» - взгляд изнутри Образовательная программа «Школа 2100». «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Единые технологии (проблемный подход): Проблемный диалогПравильный тип читательской деятельностиПроектнаяОценивания успехов Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центрыВнедрение и апробацияПовышение квалификации учителей Цели проблемного обучения- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; - усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; - воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Результаты обучения гимназического класса в сравнении с классом, обучающимся по традиционной программе 2а – ОС «Школа 2100» 2д- традиционная программа 82 54 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 русский язык 2а класс 2д класс 96 72 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 чтение 2а класс 2д класс 85 68 0 20 40 60 80 100 математика 2а класс 2д класс В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Проектная деятельность Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.Н. Рыленков Учебное проектирование и исследование позволяют внести деятельностную составляющую в содержание образования, формировать ключевые компетенции и способности к самостоятельному учению и развитию учащихся. ПОБЕДИТЕЛИ РАЙОННЫХ КОНКУРСОВ УЧЕБНЫХ ПРЕКТОВ2008-2009г. – 9 учащихся 2009-2010г. – 10 учащихся Информационно - коммуникационные технологии "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". Древняя мудрость усилить образовательные эффекты;повысить качество усвоения материала;построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. .
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: создание презентаций к урокам;работа с ресурсами Интернет;использование готовых обучающих программ;разработка и использование собственных авторских программ. Мультимедийные курсы для учащихся начальной школы «Русский язык»«Культура речи и общения»«Математика»«Путешествие в Конструирование»«Обществознание»«Логика»«Естествознание» Детская Энциклопедия Кирилла и МефодияСекреты окружающего мира для маленьких натуралистов. «Естествознание» Использование различных обучающих программ Использование ресурсов Интернет http://ymnik.ru/child.php Материалы по окружающему миру, астрономии, изобразительному искусству. Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим. Преимущества использования ИКТ Делают обучение более эффективным;Способствуют индивидуализации обучения;Повышается мотивация обучения;Активизируется познавательная деятельность учащихся;Обеспечивается оперативность и объективность контроля; Преимущества использования ИКТ 6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;9. Повышается интерес к к изучаемому предмету; Здоровьесберегающие технологии Цель: формирование физически здоровой личности, обеспечение более благоприятных условий для развития личности учащихся.Задачи: сохранение и укрепление здоровья детей;совершенствование учебно-воспитательного процесса;пропаганда здоровья на всех учебных дисциплинах;Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;обеспечение физического и психического саморазвития. Современные педагогические технологии (чтение) технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов);Технология формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100») 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтенияЧитаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текстаПервым новый текст читает учитель Традиционный урок чтения: Преобладает чтение вслухВопросы на понимание факт. информации, пересказ ЖИЗНЬ: 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.)Цель - понимание текстовАлгоритм - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п. Интегрированное обучение Задачи:создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения. Технология оценки учебных успехов Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи: определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования;развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Как внедрять новую технологию оценивания? 1-й класс = САМООЦЕНКА 2-й класс +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ3-й класс +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ4-й класс = ВЕСЬ КОМПЛЕКС Что меняет использование новых правил оценивания? Из анкет: «Теперь понятно зачем мы учимся» (ученики), «Наконец понял разницу между оценкой и отметкой» (родитель)Доля учеников с адекватной САМООЦЕНКОЙ на 15-20%Школьная ТРЕВОЖНОСТЬ на 14-26%С новыми правилами «легко и хочется работать дальше» - более 80% учеников, учителей и родителей. Тестовые технологии ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:социальная функция образовательная функция воспитательная функция развивающая функция контролирующая функция функция творческого роста учителя Виды тестов тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил;тесты, в которых требуется установить соответствие;тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др. Основные требования к организации учебно-воспитательного процесса Триединые цели:ДидактическаяКоррекционно-развивающаяВоспитательная Разнообразие типов и структуры уроков Доступность, оптимальность темпа ведения занятия Задания нарастающей трудности Планирование работы ученика на урок и отдельные этапы урока Смена видов деятельности Основные направления коррекционной работы с учетом компенсационной направленности: Совершенствовать движение и сенсомоторное развитиеКоррекция отдельных сторон психической деятельностиРазвитие основных мыслительных операцийРазвитие различных видов мышления Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Развитие речи, владение техникой речи Расширение представлений об окружающем и обогащение словаряКоррекция индивидуальных пробелов в знаниях Комфортность психологического климата в классе: Урок освобожден от страха; Ситуация успеха - основной фактор развития личности; Все могут высказаться и имеют право на ошибку; Педагогическая поддержка; Замечания отрицательного характера стараться не делать вообще. Спасибо за внимание!