Презентация к уроку русского языка по теме «Функционально-смысловые типы речи»


Тема урока: Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) Сравнительный анализ.Цели: формирование лингвистической и коммуникативной компетенцийсовершенствование навыков связной речи; воспитание любви и уважения к русскому языкуобобщение и углубление знаний о типах речи Кому? Ког-да? Поче-му? За-чем? Где? О чем? Кто? Задание: давайте попробуем предугадать информацию о типах речи Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке. 4. К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ? 3. К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ? 2. Повествовать – значит описывать предмет, явление. 1. После изучения До изучения Верные и неверные утверждения № Игра «Верные – неверные утверждения» Элементы речевой ситуации Внимательно прочтите текст, определите, ради чего создано это высказывание:если охарактеризовать какой-либо предмет, сообщить о его признаках, то это описание;если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;если дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию, то это рассуждение.Если вы сомневаетесь в правильности своего ответ, прибегните к приему фотографирования:если содержание высказывания можно передать одно фотографией, то это описание;если содержание высказывания можно передать в нескольких фотографиях, то это повествование;если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях, то это рассуждение. Лингвистическая работаРабота с памяткой «Как определить тип речи» значит поэтому…таким образом…следовательно…это рассуждение - они совершаются в разное время,- в нём объясняется, доказывается, что…;- приводятся доказательства того, что…;- автор доказывает, объясняет…-содержание нельзя передать на фотографии. что это высказывание является рассуждением. значит…поэтому…таким образом…следовательно…это повествование -говорится о нескольких действиях одного предмета.-эти действия можно передать на нескольких фотографиях, значит…поэтому…таким образом…следовательно…это описание -здесь сообщаются признаки предмета; -автор описывает предмет;- сообщает о признаках предмета, -содержание высказывания можно передать на одном снимке. -это одновременные признаки так как потому чтотак какпотому что Что это высказываниеявляется описаниемчто это высказывание является повествованием, Я думаю…Мне кажется…Я считаю…На мой взгляд…По-моему…Я думаю…Мне кажется…Я считаю…На мой взгляд…По-моему… Алгоритм определения типов речи Работа в группахПисьменные задания по картине Айвазовского «Девятый вал»:1 группа составьте небольшой текст, отражающий состояние героев картины.объясните выбор типа речи.прокомментируйте синтаксические, морфологические, орфографические, пунктуационные особенности текста.какие выразительные средства использовались?2 группасоставьте небольшой текст, отражающий состояние природы картины.объясните выбор типа речи.прокомментируйте синтаксические, морфологические, орфографические, пунктуационные особенности текста. какие выразительные средства использовались? Употребление слов, обозначающих отвлечённые понятия, обособленных оборотов, использование различных типов бессоюзной и союзной связи Преобладание глаголов, обстоятельственных слов Преобладание именных частей речи, использование предложений разной структуры Особенности лексики, синтаксиса ТезисДоказательство (аргументы, сопровожда-емые примерами)Вывод (или заключение) Завязка (начало события)КульминацияРазвязка Общее представление о предмете Отдельные признаки предметаАвторская оценка, вывод. Строение текста, роль первого предложения Словесное изложение,разъяснение, подтверждение мысли. Рассказ, сообщение о событии в его временной последовательности Представление словесной картины,предмета описания Задача, которую ставит автор Рассуждение Повествование Описание Таблица «Типы речи» Описание Описание – один из основных типов речи. При помощи него создаются зримые картины. Оно может быть статическим и динамическим.Статическое описание изображает относительно неподвижную картину (описание местности, портрета, интерьера). В этом типе описания преобладают такие части речи, как существительные, прилагательные, причастия.Динамическое описание служит для изображения одновременно происходящих действий, которые складываются в подвижную картину (описание состояния человека, состояния природы). В этом типе речи много глаголов несовершенного вида. Признаки повествования Повествование как тип речи характеризуется следующими признаками:отличительной функцией повествования является изложение последовательно происходящих действий или событий;в этом типе речи много глагольных частей речи: глаголов, деепричастий;как правило, в этом типе речи употребляются глаголы-сказуемые совершенного вида;при таких глаголах-сказуемых можно по смыслу поставить наречия времени с фазовым значением. Рассуждение Тезис Доказательства, аргументы Вывод Композиция рассуждения как типа речи тезис аргументы вывод Работа у интерактивной доскиопределить тезис, аргументы, вывод текста заполнить пирамидальный график 1.Выразительно прочитайте предложенные тексты. Что, на ваш взгляд, их объединяет?Лебеди летели через море. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу.Белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между камышей по темно-синей поверхности воды.Лебедь справедливо назван царем всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой, красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.3. Представьте себе, что вам нужно рассказать о лебедях не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удается сфотографировать. Почему?4. Пользуясь приемом фотографирования, определите тип речи следующих текстов. Окраска опенка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более темная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.5. Пользуясь приведенной ниже памяткой, докажите принадлежность текстов к определенному типу речи. Задания для слабо успевающих обучающихся: Дается объяснение какому-либо явлению, факту событию.Почему так? Почему это случилось?Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях. Предметы, люди животные. Кто? Какой?Что?Содержание высказывания можно передать одной фотографией.Одновременные признаки События в определенной последовательности.Что за чем происходит?Содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями.Разновременные действия Рассуждение Описание Повествование Опорный конспект Разграничение типов речи на основе их типового значения используя приём фотографирования Содержание высказывания можно передать нескольками фотографиями. Разновременные действия Содержание высказывания можно пекредать одной фотографией.Одновременные признаки Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях Задания с применением приёма фотографированияПользуясь приемом фотографирования, определите тип речи следующих текстов:Окраска опенка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более темная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, рукИгры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.Пользуясь памяткой докажите принадлежность текстов к определенному типу речи. Помочь пожилой женщине. Начинаем с толкования понятия. Точка зрения архиепископа Кирилла и объяснения автора сочинения. Высокое чувство милосердия есть, примеры: Соня Мармеладова, Наташа Ростова. Если на таком уровне быть милосердным трудно, можно начать с малого. Поддержать подругу. Не обидеть словом. Это и есть путь к милосердию Д. Гранин прав: нужно упражнять в себе чувство милосердия. ПамяткаЧеткосформулировать одну из проблем исходного текстапонять и полно отразить основные мысли текстапрокомментировать проблему текстасформулировать авторскую позицию текставыразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем текста Повторение требований к сочинению на ЕГЭ Составление логических схем текстов сочинения: Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984) Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987) Эссе Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.А. Эльяшевич эссе Обращение к значительным проблемам Композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы, словно плетёт кружева или паутину повествования Субъективность, ярко выраженная позиция автора Сравнительно небольшой объём Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения Особенности жанра Стиль эссе Афористичность, парадоксальность речи Использование полемически заострённых утверждений Эмоциональность речи Смешение разных пластов лексики Использование выразительных художественных приёмов Использование стилистических фигур речи Особенности языка эссе Рефлексия Сегодня на уроке я узнал, что…Мне было интересно получить знания о…Сначала я затруднялся…. Я научился…Я смогу отличить…В результате я понял, что…Сочинение-рассуждение – это…Эссе - это… Домашнее задание (по вариантам) Письменная творческая работа.1вариант – оптимисты (сочинение - ассоциацию по картине «Девятый вал»)2 вариант – пессимисты (сочинение-рассуждение по картине «Девятый вал»)3 вариант - сочинение в публицистическом жанре по тексту Д.Гранина4 вариант - эссе по статье или картине.