Презентация по дошкольному образованию на тему Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем» часть 2
«Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем» часть 2Воспитатель высшей категорииСырнева Л.С
СОДЕРЖАНИЕВведение1 этап "Определение состава картины"2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине"3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"4 этап "Составление загадок и метафор по картине"5 этап "Преобразование объектов во времени"6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов "8 этап "Смысловая характеристика картины"9 этап "Составление рассказов-фантазий"10 этап " Составление сказок нравственно-этического характера "11 этап "Составление рифмованных текстов по картине "АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫИгры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
Формировать умение составлять рифмованный текст с помощью опорных схемРазвивать мыслительные операции детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картинеУчить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картиныУчить мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времениСформировать мыслительные операции ребенка, необходимые для составления загадок и метафорОбучить мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картинеУчить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувствЦель педагогического опыта: Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста, формировать мыслительные операции, развивать коммуникативные функции речи старших дошкольников и интеллектуально-творческие способности
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Данная работа даёт мощный толчок к развитию процессов, связанных с творчеством подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому, взрослым очень важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Предлагаемая работа необходима для детей дошкольного возраста, потому что она направлена на формирование умственных операций и развитие коммуникативных функций речи старшего дошкольника через использование картин, алгоритмов и опорных схем.
В первом этапе представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 5 - 7 лет мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Во втором этапе рассмотрено педагогическое воздействие для составления осмысленного рассказа по картине и установления взаимосвязи между объектами. В третьем этапе представлена система игровых заданий для создания речевых зарисовок, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. В четвертом этапе содержатся алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составления загадок и метафор.В пятом этапе дети учатся мыслительным операциям преобразования выбранных объектов во времени и составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. В шестом этапе дети обучаются пространственной ориентировке на картине, активизируют в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учатся алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формируют умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
В седьмом этапе обобщаются знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточняются знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражняются в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.В восьмом этапе представлена углубленная работа по развитию мыслительных операций, ведущих к объяснению смысла изображенного на картине. Дети упражняются в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.В девятом этапе используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…» Дети учатся преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; составлять рассказы фантастического содержания.В десятом этапе дети обучаются приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учатся выводить мораль из составленного текста сказки.В одиннадцатом этапе дети познакомятся с моделями составления рифмованных текстов, будут обучаться умению составления рифмованного текста по содержанию картин
5 этап "Преобразование объектов во времени"Цели: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Базовая информацияОбычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.
Методика работы с детьмиДля обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени ("Машина времени"). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времениВыбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ.
6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"Цели:учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Базовая информацияКаждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.
Методика работы с детьмиДля обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина". Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картинеВыбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта.
7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"Цели:обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Базовая информацияДля составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания. А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях: грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный - возбужденный. Б) О разнообразных чертах характера: добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый… В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния. веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…); грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…); добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…). Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.
Методика работы с детьмиПеред тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание: "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот". "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств". "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства". Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
Алгоритм мыслительных действийВыбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
8 этап "Смысловая характеристика картины "Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
Базовая информацияДля более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.
Методика работы с детьмиПодготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.
Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картиныВыбор пословицы или поговорки. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.
Спасибоза внимание!