Презентация по физической культуре Физические упражнения как средство развития правильной осанки у детей младшего школьного возраста
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВыполнила: студентка Ф-4 гр.Ерёменко А.С.Научный руководитель:Войлок Т.Н. Патологии младших школьников: Нарушение осанки в 4 раза;Плоскостопие в 2,5 раза;Восстановление после травмы – продолжительнее в 2,5 раза;Нарушение зрения в 5 раз;Нарушение органов пищеварения в 3 раза. Проблема: как по средствам физических упражнений формировать и закреплять навыки правильной осанки у младших школьников. Цель работы: изучить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Объект: физические упражнения для развития правильной осанки . Предмет: процесс формирования правильной осанки, средствами физических упражнений. Гипотеза: формированию правильной осанки у детей младшего школьного возраста могут способствовать физические упражнения. Задачи исследования: Проанализировать педагогическую, методическую литературу по развитию правильной осанки у детей младшего школьного возраста.Изучить опыт работы современных педагогов по развитию правильной осанки у детей младшего школьного возраста.Изучить диагностические методики, позволяющие формировать и закреплять навыки правильной осанки у детей младшего школьного возраста.Систематизировать методические рекомендации по созданию педагогических условий развития правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: анализ литературы, педагогические наблюдения, сравнения. Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека Нормальная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, нижних углов лопаток, одинаковой длиной шейно – плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава) и глубиной треугольников талии (пространство между наружной поверхностью боковой части туловища и внутренней поверхностью свободного опущенной руки), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков, равномерно выраженными изгибами позвоночника (шейный и поясничный лордоз – изгиб вперед, грудной и поясничный кифоз – изгиб назад), одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). Нарушения осанки различного вида: Осанка прямого видаОсанка прогнутого видаОсанка сутулого видаОсанка наклонного видаОсанка изогнутого вида Типы осанки: Круглая спина Вогнутая спина Кругло – вогнутая спина Плоская спина Плоско – вогнутая спина Факторы, влияющие на осанку: К внутренним относят:Мотивация и навык поддержания правильной осанки у ребенка;Наследственность;Состояние опорно – двигательного аппарата;Уровень развития физических качеств;Уровень развития внутри – мышечной координации;Темп ростаК внешним факторам относят:Внешний контроль родителей, учителей, ребёнка;Заболевания; Социальные факторы;Недостаточное и неправильное физическое развитие;Вредные привычки;Неправильное питание. Физические упражнения, которые отражают характер нарушений: Коррегирующие упражнения круглой спины (стр.24). Основные направления:укрепление и поддержание ослабленных мышц спины;упражнения на углубленное дыхание и расширение грудной клетки;упражнения на вытягивание позвоночника и мускулатуры плечевого пояса и грудной клетки ( в положении лежа, сидя, стоя на коленях, ползания, у гимнастической стены);на развитие подвижности позвоночника. Коррегирующие упражнения вогнутой спины (стр.43). Основные направления:укрепление мышц разгибателей тазобедренного сустава и мышц ягодичной области таза (т.е. укрепление мышц и связок подвздошной мускулатуры);упражнения на укрепление мышц поясничного отдела позвоночника;упражнения на укрепление мышц нижних конечностей (стопы, таза);упражнения на развитие диафрагмального дыхания;упражнения на укрепление «мышечного корсета» (из различных И.П.);выравнивающие упражнения. Коррегирующие упражнения кругло - вогнутой спины (стр.56). Основные направления:упражнения, воздействующие на оба параметра одновременно;упражнения на вытягивание позвоночника и его подвижность.упражнения коррегирующие усиление поясничного лордоза;упражнения коррегирующие усиление грудного кифоза;упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, разгибателей спины, мышц нижних конечностей, мышц отводящих плечи назад. Коррегирующие упражнения плоской спины (стр. 60). Основные направления:использование упражнений способствующих увеличению физиологических изгибов позвоночника;упражнения на укрепление процесса дыхания;упражнения на формирование поясничного лордоза;упражнение на формирование грудного кифоза.Коррегирующие упражнения плоско-вогнутой спины (стр. 65). Основные направления:упражнения формирующие физиологические изгибы грудного отдела позвоночника;упражнения уменьшающие лордоз поясничного отдела позвоночника;упражнения укрепляющие «мышечного корсета» и на расширение грудной клетки. Констатирующий этап Цель: проведение диагностики сформированности гибкости (подвижности) позвоночного столба у детей младшего школьного возраста.Задачи: Определить и изучить тесты для проведения диагностики;Подготовить детей к проведению тестов. Коснуться пальцами пола Коснуться ладонями пола Коснуться лбом колен Низкий Средний Высокий Уровень гибкости Тест №1 наклон вперед см см см Разница Вправо Влево 0 – 1 см – высокий уровень гибкости, при условии, что расстояние от среднего пальца до пола находится в диапазоне до 25 см;1,5 – 2 см – средний уровень гибкости при условии, что расстояние от среднего пальца до пола находится в диапазоне 25,5 - 28 см;2,5 и более – низкий уровень гибкости при условии, что расстояние от среднего пальца до пола находится в диапазоне более чем 28 см. Тест №2 наклоны в стороны Анализ констатирующего эксперимента Формирующий этап Цель: повысить уровень гибкости позвоночника.Задачи:определить наиболее эффективные физические упражнения и средства контроля, которые способны влиять на процесс формирования гибкости и подвижности звеньев опорно-двигательный аппарат;внедрить данные средства согласно возрасту и функционального состояния позвоночника в практический урок физической культуры;отслеживать ход их выполнения и вести систематический контроль за состоянием опорно-двигательного аппарата. Контрольный этап Цель: провести повторную диагностику и доказать выдвинутую гипотезу. Контрольный эксперимент Сравнительный анализ наклонов вперед Сравнительный анализ наклонов в стороны Методические рекомендации: Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость). в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание. Систематическая тренировка мышц спины и живота.Правильное использование многообразия ОРУ для укрепления основных мышечных групп, соответствующих возрастным особенностям детей.Вести постоянно работу по совершенствованию психофизических качеств и двигательных навыков ребенка, в соответствии с возрастом.В зависимости от имеющегося вида нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях грамотно использовать корректирующие упражнения, разработанные при участии специалистов и педагогов.Через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв Правильное использование многообразия ОРУ для укрепления основных мышечных групп, соответствующих возрастным особенностям детей.Вести постоянно работу по совершенствованию психофизических качеств и двигательных навыков ребенка, в соответствии с возрастом.В зависимости от имеющегося вида нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях грамотно использовать корректирующие упражнения, разработанные при участии специалистов и педагогов.Через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв. Необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 3 кг, и носить его надо за спиной. Если рекомендовано ношение корсета, то обязательно использовать его при учебных занятиях в школе и дома (по рекомендации врачей ортопедов). Кроме упражнений лечебной гимнастики проводить курс массажа не реже 2–х раз в год.Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.Обязательно включайте в режим дня, подобранные индивидуально, закаливающие процедуры. Спасибо!