Тема педагогического опыта: «Использование антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе». Капустина– учитель начальных классов МКОУ «Шербакульский лицей». .ppt
Капустина Ирина Павловна,учитель начальных классов МБОУ «Шербакульский лицей» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Шербакульский лицей» Достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников, обеспечить субъективизацию процесса обучения чтению возможно посредством использования в учебной практике такой человеческой способности, как антиципация. «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». В.А.Сухомлинский Необходимым условием успешности обучения чтению в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающийся наравне с учителем становится субъектом и учебного процесса в целом, и процесса чтения в частности Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым Вильгельмом Вундтом в 1880 г.
Для педагогики антиципация – сравнительно новое понятие. Преимущественная сфера применения – обучение чтению. Способность ребёнка к разного рода обоснованным предвосхищениям при восприятии чужой речи, которая активно применяется авторами учебников по литературному чтению образовательной системы «Школа 2100» Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. Антиципация (anticipatio) - предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. (Психологический словарь) внедрение нового методического подхода к организации уроков литературного чтения с использованием приема антиципации для обеспечения активной и осознанной деятельности обучающихся ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: - Познакомить с технологией обучения приему антиципации в работе с текстом- Определить резервы этапов урока для повышения активной осознанной деятельности учащихся- Обосновать и предложить структурные и методические изменения в организации урока, направленной на повышение активной и осознанной деятельности ЗАДАЧИ: Образовательный процесс, основанный на приеме антиципации и обеспечивающий активную и осознанную деятельность школьников ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: - проблемного обучения- организации учебно-познавательной деятельности- стимулирования и мотивации- самостоятельной познавательной деятельности- практический метод обученияактивизации самостоятельной работы- методический приём «образцовых ответов» Формы работыгрупповая, коллективная, индивидуальная, парная МЕТОДЫ И ФОРМЫ:
1 шаг – предварительные упражнения; 2 шаг – учим отвечать на прямые вопросы текста;3 шаг – дети сами задают вопросы;4 шаг – поиск скрытых вопросов и ответы на них;5 шаг – проверка себя по тексту (задача данного этапа – находить ответ в тексте и проверять свои предположения);6 шаг – учим прогнозировать, домысливать текст;7 шаг – подключение воображения;8 шаг – работа с текстом в режиме диалога по опорным сигналам: В – задай вопрос ; О – ответь ; П– проверь себя ; З – загляни в волшебное зеркало, сделай свой «прогноз»,предположение. Технология обучения детей приёму антиципации направлена на формирование умения у учащихся начальных классов вычитывать подтекст, вести своеобразный диалог с автором произведения. Формирование данного умения происходит пошагово. Технология обучения приёму антиципации 1 шаг - предварительные упражнения Прочитайте стихотворение и найдите не совсем понятные вам словаАх, если бы СлоныНосили бы Штаны –Какие бы материиБыли им нужны?Никак ни маркизет,И не батист, нет-нет?Чёртова кожа,РогожаИ вельвет! (Б. Заходер) Маркизет и батист – очень тонкие, воздушные ткани, а чёртова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые ткани. Теперь понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить! 2 шаг – учим отвечать на прямые вопросы текста Отчего прохладно стало Одуванчику в бору?Текст задаёт вопрос. Вспомни, как выглядит одуванчик, попробуй сам ответить на вопрос. А теперь сравни свои ответы с ответом в тексте.Оттого, что прошлой ночью Облысел он на ветру. (Т. Белозёров) Обязательно нужно прочитать текст целиком. Так как многие тексты содержат вопрос, одновременно с развитием антиципации идёт работа над таким компонентом чтения, как выразительность, что является показателем осознанности и понимания читаемого текста. 3 шаг – учим отвечать на Почемучкины вопросы и задавать их. - Отчего у птичек нет рукавичек?-Отчего у няни волосы в сметане?-Отчего лягушки спят без подушки?Текст не даёт нам ответов на эти вопросы, а предлагает продолжить игру и придумать как можно больше интересных вопросов. Постарайтесь, чтобы и ваши вопросы были рифмованными. -Почему в кармашке у Маши бумажки? -Отчего змея выпучила глаза? -Почему у рыбака на ноге нет башмака? 4 шаг – поиск скрытых вопросов и ответы на них Плачет ива у обрыва.В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?Почему ива плачет? Кто её обидел? Кем обижена ты ива?Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста. Видно, ветер по привычкеДёрнул иву за косички. (В. Бирюков)
5 шаг – проверка себя по тексту Вечером над озеромХодит белый пар.Что нужно сделать? Правильно! Задать вопрос тексту. Какой вопрос можно задать? (Что за белый пар появился над озером вечером?) Придумайте ответ на этот вопрос. Проверьте себя.Это рыбы в озереСтавят самовар. (И. Пивоварова) Вот так интересно закончил свою историю автор. А вы поняли, какое явление наблюдала автор на озере вечером? (Туман) 6 шаг – учим прогнозировать, домысливать текст ОсьминогЕсть у осьминога удивительная черта.Задайте вопрос. (Какая удивительная черта есть у осьминога? Почему она удивительная?) Ответьте на поставленный вопрос. Он может мгновенно менять окраску.Задайте вопрос. (Как он это делает?) Дайте ответ на вопрос.Из серого становится пятнистым, оранжевым, красным.Задайте вопрос. (Зачем ему это нужно?) Ответьте сами. Это он сердится, пугает нарушителей спокойствия. (М.Жилин) 7 шаг – подключение воображения Ласточка-Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?Ответьте на вопрос текста. Проверьте себя.-Комаров кусачих хватаю!-А что над стадом порхаешь?Как бы вы ответили на этот вопрос? Проверьте себя.-Коров от мух охраняю.-Ласточка – касаточка, что к облакам взмываешь?Ответьте, проверьте себя.-Ясные деньки высматриваю!-А что над самой землёй скользишь?Ответьте и проверьте себя.-О дожде – непогоде предупреждаю. (Н.Сладков) 8 шаг – работа в режиме опорных сигналов ПочтаКакими только способами не переправляли раньше письма. (З) Почтальонами «работали» голуби и даже пчёлы. (П. В. О.) Они очень хорошо ориентируются в полёте и могут находитьголубятню или улей, расположенные за много километров. (П.) Но есть одно неудобство в такой почте. (В. О.) Письма приходится посылать очень короткие. (П.) Была ещё «бутылочная» почта. (В. О.)Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. (П.)В «бутылочной» почте также есть недостатки? (В. О.)Такие письма могут получить через триста – четыреста лет. (П.) (По И.Иванову) Гистограмма «Уровни сформированности читательских умений учеников 2 «А» класса. Первое полугодие 2014 – 2015 учебного года» Гистограмма «Уровни сформированности читательских умений учеников 2 «А» класса. Первое полугодие 2014 – 2015 учебного года»(в процентном соотношении) Результаты применения технологии - организация урока литературного чтения в начальной школе происходит на основе деятельностного подхода.- повышение эффективности и продуктивности урокадля решения образовательных задач в сфере речевого, интеллектуального, творческого развития и задач духовно- нравственного воспитания- обмен опытом в педагогическом сообществе