Рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы
Муниципальное образовательное учреждение «Паспаульская СОШ» Детский сад «Тополёк»Консультация для воспитателей «Рабочая программа педагога ДОО» Воспитатель высшей квалификационной категории Танзыкова Н.М. Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий. Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО в пункт 2.9 и 2.10. (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В последнее время в системе дошкольного образования активно обсуждается проблемный вопрос: «Рабочая программа?! нужна ли она?»Законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается важное место и значение рабочей программы в системе образования. . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года;Федеральный закон «Об образовании» от 01.09.2013;«Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (СанПин 2.4.1.3049-13) утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, 2014;Образовательная программа ДОУ; Нормативные документы как основание для разработки рабочей программы Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Кроме того, ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:«1. Педагогические работники обязаны: Осуществлять свою деятельность на новом профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой» Педагог может самостоятельно выбрать форму написания рабочей программы. Важно помнить, что она должна быть соотнесена с образовательной программой ДОУ ,разработанной и утвержденной образовательной организацией, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций, были разработаны примерные структурные элементы рабочей программы. Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования:Титульный лист.Содержание.Целевой раздел.Содержательный раздел.Организационный раздел.Список литературы.Приложения. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дошкольному образованию(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения _для детей дошкольного возраста 6-7 лет______ Количество часов 555 часов Уровень дошкольное образование (базовый, профильный) Воспитатели Танзыкова Наталья Михайловна, Щербакова Вера Николаевна Программа разработана на основе примерной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014,образовательной программы ДОУ «Тополёк»(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии) Структура рабочей программы: СОДЕРЖАНИЕРаздел I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.Пояснительная записка.31.1Принципы и подходы реализации программы 31.2Цель и задачи реализации программы41.3 Содержание психолого-педагогической работы 51.4Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.62.Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры7Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть Программы.2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей92.1.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»92.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»132.1.3.Образовательная область «Речевое развитие»202.1.4.Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»222.1.5.Образовательная область «Физическое развитие»282.2. Комплексно- тематическое планирование312.3.Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)36Часть, формируемая участниками образовательных отношений.2.4.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы382.5.Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные)39Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация жизни и воспитания детей3.1.Режим дня в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)433.1.Объем учебной нагрузки443.2.Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности453.3.Образовательная деятельность при проведении режимных моментов483.4.Самостоятельная деятельность детей493.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды493.6.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 52 Пояснительная записка 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагогов подготовительной группы Танзыковой Н.М. и Щербаковой В.Н «Детский сад «Тополёк» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013) и отвечает современной концепции дошкольного образования. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих областей развития: • физическое развитие;• социально - коммуникативное развитие;• познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитиеРабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ООП структурного подразделения МОУ «Паспаульская СОШ» детский сад «Тополек» и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой,в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, на снове положения о рабочей программе детского сада «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ» Пр.№ 42 от 02.09.2015 года. Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Срок реализации данной программы – 1 год.Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель и задачи деятельности группы по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:1.Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности; 2.Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей; 3.Реализовать формы организации совместной взросло-детской в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;творческая организация (креативность) образовательного процесса;вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;уважительное отношение к результатам детского творчества;единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ: Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области. Образовательные области: Название;Основные цели и задачи для возрастной группы;Методы и приемы освоения:1.Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа). Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка действий).2.Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание картин, рассказывание по картинам)). 3.Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения). Игровые приемы (игровое сюжетно- событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры). Принципы: сознательность и активность; наглядность и систематичность, последовательность; прочность, доступность, научность, связь теории с практикой. Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год подготовительной группы детского сада «Тополёк» МОУ « Паспаульская СОШ» в соответствии с ФГОС и комлексной программой «От рождения до школы». под редакцией Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период —2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. )ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ):Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация.. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять. Семейные праздники.Проектная деятельность.Мастер-классы.Семейный календарь.Тематические выставки.Деловые игры.Выполнение домашних заданий по ОО. .
Перспективный план работы с родителями на 2015-2016 год. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.2.4.ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семьи и педагогов.В соответствии с ФГОС ДО, объем части, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется не более 40%.Приоритетным направлением не только нашей группы, но и всего детского сада является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется через интеграцию ОО. Дополнительное образование в группе: по художественно – эстетическому направлению реализуется в программе в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через «Волшебную мастерскую», руководителем которой является Щербакова В.Н.;и через программу «В каруселе танца» Танзыковой Н.М. а также по речевому развитию разработан план конспектов, который был согласован со учителем НОО, национально-региональный компонент через программу «Росточек» Е.Н. Тобоевой. Содержание для включения в рабочую программу направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:формирование любви к родному селу, Республики Алтай, чувства гордости за неё;формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, о растительном и животном мире Республики Алтай);формирование общих представлений о знаменитых людях-земляках;воспитание позитивного эмоционально – ценностного и бережного отношения к природе родного края. Одним из основных положений, рассматриваемых в ФГОС ДО, является - «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …». В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Однако прежде чем стать патриотом России, надо, уважать и любить свою семью, знать свой город, свой поселок, традиции своего края. Образовательные области Цели и задачи Содержание работы Физическое развитие Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья средствами народных подвижных игр, организации активного отдыха совместно со взрослыми. Народные подвижные игры алтайские, спортивные игры, экскурсии в природу, пешие прогулки за пределы детского сада. Познавательное развитие Речевое развитие Развитие у детей познавательного интереса к достопримечательностям и истории родного края. Расширять кругозор детей, создавать условия для формирования представлений об окружающем мире.Формировать устойчивый интерес к творчеству алтайских поэтов и писателей. Знакомить с жизнью и творчеством алтайских писателей, развивать устную речь и активизировать словарь. Ознакомление с трудом взрослых, с историческими фактами, памятниками и достопримечательностям города и области. Ознакомление с архитектурными объектами: историческими памятниками, особняками, храмами, с современными зданиями. Рассматривание иллюстрации, фотографий. Познавательные занятия .Климатические условия, растения и животные родного края (циклы занятий). Знакомство с устным народным творчеством, с фольклором.Знакомство с творчеством поэтов и писателей Алтая, декоративно – прикладного искусства. Социально-коммуникативное развитие Развитие первоначальных представлений социального характера. Способствовать развитию игровой деятельности используя краеведческий материал. Развитие патриотических чувств, любви к родному краю гражданской принадлежности. Формирование положительного, ценностного отношения к собственному труду, труду мастеров и его результатам. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (на воде, в лесу, на дороге). Дидактические игры краеведческого содержания. Народные игры, сюжетно-ролевые. Циклы занятий на базе мини-музея «Народная культура Республики Алтай» Знакомство с ремеслами и промыслами края. Художественно-эстетическое развитие Развивать культуру ребенка как основу любви к Родине в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края. Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Республики Алтай, формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства, дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера. Беседы о народных промыслах Республики Алтай: роспись по дереву, бересте, изготовление войлока,камнерезное искусство, художественное литье, национальная одежда жителей Алтая.Календарные праздники и развлечения.Изготовление детьми поделок по образцу из разных материалов. Дидактические игры «Собери картинку», «Найди лишнее». Создание уголка по ознакомлению с родным краем в группе, оформление альбомов, подбор иллюстраций.Прослушивание алтайских песен и горлового пения. Режим дня, Сетка НОД (занятий),Объём учебной нагрузки, Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность при проведении режимных моментов, список литературы. Раздел III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация жизни и воспитания детей СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТподготовительной группы ДОУ «Детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ»2015/ 2016 учебный годВоспитатель ___________________________________________________Воспитатель ___________________________________________________Специалист ДОУ_______________________________________________Помощник воспитателя__________________________________________Родительский комитет___________________________________________Родительский комитет__________________________________________1. ГЕНДЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ:1.1 Количество мальчиков ________ чел.1.2 Количество девочек ________ чел. №п/п Ф. И. ребенка Датарожд. Домашнийадрес Ф.И.О. родителей,№ телефона Дополнительно 1 2 3 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 II. ИНФОРМАЦИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ И СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ Литература.1. Положение о рабочей программе ДОУ «Тополёк» от 02.09.15 г. Приказ № 42.2.Образовательная программа ДОУ «Тополёк»3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmlисточник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/