«Фольклорные традиции и обычаи как средство духовно – нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы»
МКОУ Шубенская СОШФольклорные традиции и обычаи как средство духовно – нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы2014 Актуальность: Неотложной задачей сегодняшней школы стало возрождение духовности. Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Знакомство детей с фольклорными традициями на уроках представляется первым и необходимым шагом в духовно- нравственном воспитании учащихся. Традиции - элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Необходимо направить интерес сегодняшнего школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовно–нравственной жизни своего народа. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей. Любить свою Родину, свое Отечество – это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области …культуры, науки, искусства. Д. С. Лихачёв В предметную область «Русский язык» включены сведения культурологического характера, которые создают условия для обогащения представлений учащихся о языке. Язык – это святыня народная, которую нужно знать и беречь. «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа» (В. Ключевский). Программа по русскому языку содержит:- Сведения об общности славянских языков;- Общее представление о древнерусском, старославянском и церковнославянском языках, о возникновении письменности- Сведения из истории русского языка;- Архаизмы, диалектизмы России, села, исконно русские слова;- Духовный подвиг св. Кирилла и Мефодия, история создания азбуки; - Жизненный подвиг В.И. Даля;- Русское деревянное зодчество;- Русские национальные праздники и праздники народов мира - Творческая биография известных языковедов, выдающихся людей России;- Язык пословиц, поговорок, загадок. Отражение в них морали народа. - Практические работы: сочинение на темы, связанные с русской народной культурой, подбор предложений, текстов с народоведческой направленностью. Программа по литературе содержит:Раздел «УНТ»- Словесный фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, игры,считалки, загадки);- обрядовый фольклор: календарно – обрядовые песни ( колядки, масленичные, весенние, летние, осенние песни);- предания, былины;- пословицы и поговорки;- русские народные песни( хороводные, лирические, исторические, частушки);- русские народные сказки.Раздел « Древнерусская литература»«Повесть временных лет»:- «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»;- «Сказание о Белгородском киселе»;- «Из похвалы князю Ярославу и книгам»;- « Из поучения Владимира Мономаха»;- « Повесть о Петре и Февронии Муромских»;- «Повесть о Житии и храбрости благородного и великого князя А. Невского»;- « Повесть о Шемякином суде»»- « Слово о полку Игореве»» Посредством уроков русского языка и литературы происходит воспитание учащихся, осознание детьми того, что родная культура и родной язык является неразрывной частью общероссийской культуры и элементом мировой культуры.Перед учителем в приобщении к культуре родной страны стоит задача воспитать в подрастающем поколении достойных людей, с любовью воспринимающих духовные и нравственные ценности, созданные предшественниками. Молодое поколение должно получать новые знания об историческом прошлом , бережно относиться к культурному наследию. Уход в воспитании от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания , необходимы духовно-нравственная семья и школа. Так как воспитанию на основе православных традиций отводится особое место в формировании духовно-нравственных качеств личности, такое воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его этическое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Творческие проекты – один из главных элементов воспитания. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Мы создаем проекты, посвященные различным страницам истории нашей страны и истории родного края.«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитатьлистьев…Но всякое дерево имеет корни.., которые связываютего с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто,тысяч лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры.Это их дела.» В. М. Песков.Цель такой работы - прикоснуться к памяти, ведь «уроки прошлого» незаменимы для жизни в настоящем.