Открытый урок на тему:« С нами Бог. Праздник Рождества Христова»


МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»Курская область Советский районОткрытый урок по основам православной культурына тему: « С нами Бог. Праздник Рождества Христова»Подготовила Плюхина Марина Николаевна учитель основы православной культуры Цель: Образовательные:знакомство учащихся с одним из основных христианских праздников – Рождество Христово; начальные сведения об одном из двунадесятых праздников Русской православной церкви;знакомство с рождественскими песнями разных народов мира;разучивание славянских песнопений, посвященных этому празднику.Воспитательные:духовно-нравственное воспитание детей через формирование эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, доброжелательностиспособствовать становлению чувства патриотизма и толерантности через формирование навыка понимания и сопереживания чувствам других людей;Коррекционно - развивающие:способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение духовной музыки;развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельностиформировать и развивать певческие навыки;закрепление исполнительских и пластических навыков.  Ход урокаI. Сообщение темы, цели.II. Вступительное слово учителяДве тысячи лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме. До 1917 г. Праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение. Россияне ещё накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую ёлку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно – при Петре I. Вечнозелёные ели и другие растения (можжевельник, лавр, омела) были символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы. Для того, чтобы рассказать историю праздника, обратимся к евангельскому повествованию. В тот период в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи. Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и старца Иосифа, в доме которого она жила, происходили из Вифлеема. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем. Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было. Они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось «вертеп».Ночью у Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Тем временем в Иерусалим прибыли из далёкой восточной страны волхвы, или мудрецы, - учёные люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звёзд. Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Во владеньях инея и снегаРасцвели хрустальные сады.К нам в окошко с праздничного неба Льётся свет Рождественской звезды.Увидев её, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь и поклониться ему. Вифлеемская звезда Тайна вифлеемской звезды. Размышляя о ее природе, ученые вна­чале думали, что это была комета или новая звезда. Однако в 1603 году астроном и математик Иоганн Кеплер наблюдал в небе нечто, похожее на «звезду волхвов»: это было соедине­ние планет Сатурна и Юпитера в звездном знаке Рыб. Иоганн Кеплер провел сложные математические расчеты и устано­вил, что в 7 веке до нашей эры уже произошло три таких со­единения. Из этого он заключил, что Рождество Христово было в 6 году нашей эрыСовременные астрономы подтвер­дили правоту ученого. Это тройное соединение планет осо­бенно красиво и ярко было видно на востоке, в области Сре­диземноморья. В Евангелии приводятся слова волхвов: «Мы видели звезду Его на востоке». Дословно это переводится так: «Мы видели Его звезду, появившуюся в первых лучах рас­света» .Но почему древние мудрецы отправились сразу в Палес­тину? Как известно, восточные звездочеты придавали каж­дой звезде особое значение. В соединении Сатурна и Юпите­ра в знаке Рыб волхвы усмотрели окончание старой эпохи и начало новой. Чтобы увидеть Новорожденного своими гла­зами, они отправились в трудное путешествие в землю иудей­скую. На дорогу им, видимо, потребовалось шесть недель. К концу ноября они прибыли в Иерусалим. Оттуда волхвы при­шли в Вифлеем, где и увидели родившегося Христа. О дарах волхвов, которые они принесли Христу.Мудрецы глазами веры увидели в новорожденном Младенце Бога. Этому соответствовали и дары. Предание сохранило имена трех волхвов». которые принесли дары Богомладенцу Христу Самого старшего – седовласого старца с длинно бородой, звали Мельхиор. Он при­нес Новорожденному в дар золото. Другого звали Валтасар, он приго­товил в дар смирну. А третий, са­мый молодой - Гаспар, нес в дар ла­дан. Золото — драгоценный металл, символ могущества и власти. Ладан – дорогостоящая смола особого дере­ва. Ее возжигали во время богослу­жения в знак особого благоговения перед Богом. Смирна — дорогое бла­говонное масло, которым помазыва­ли умерших. Такими дарами волхвы показали, что родив­шийся Младенец — это и могущественный Царь (поэтому Ему и подарили золото), и величественный Бог (поэтому Ему под­несли ладан), и смертный человек (который умрет и будет помазан смирной).Дары волхвов - золото, ладан и смирна - сохранились до наших дней. Золото - в виде небольших пластин разной фор­мы: трапеции, четырехугольника, многоугольника. На каж­дой пластине нанесен тончайший орнамент, рисунок кото­рого ни разу не повторяется. Ладан и смирна сохранились в виде небольших, величиной с ягоду маслины шариков. К двум углам каждой пластинки крепится овальная золотая проволочка, на которую были нанизаны по три-пять почер­невших от времени маленьких шарика. Драгоценные плас­тинки с дужкой напоминают детские погремушки. Возмож­но, они были сделаны восточными мастерами под маленькую ручку Младенца Христа, чтобы Он мог играть с ними. Таким образом, волхвы поднесли Христу не сун­дуки с сокровищами, а детские подарки, имеющие глубокий смысл. Дары волхвов хранятся на святой горе Афон в монастыре свя­того Павла. От них и поныне ис­ходит дивное благоухание .Ковчег с дарами волхвов. Монастырь святого Павла. Святая гора Афон. ГрецияМонастырь Святого Павла, где хранятся дары волхвов. Святая гора Афон. Греция Ирод, прослышав о появлении необычной звезды и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, поэтому он принял решение убить младенца.Волхвы вновь увидели ту самую новую звезду, которая явилась им на востоке, на сей раз она, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары.Рождён в ВифлеемеМладенец святой.Всем сердцем поверилЯ повести той.Пусть время уходитОт нас навсегда,Вовек не погаснетСвятая звезда.В небесном простореПел ангельский хор;Та песнь, небу вторя,Звучит до сих пор.Чудесное пеньеК нам льётся с высот,В нас будит надеждуИ в небо зовёт О православных традициях праздника Рождества ХристоваНаступал вечер, тьма ложилась на землю, покрывала те­нями белые пушистые снега. На окно ставилась свеча (в на­родном представлении для того, чтобы путники Иосиф и Бо­городица не сбились с пути). И вот, вспыхивала на востоке ярким светом звезда. «Христос рождается!» - раздавалось радостное песнопение по всем православным храмам.Дни от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января) называются святками - святыми днями. Люди все­го мира в Рождество радуются: «С нами Бог!». Так поется в песнопениях праздника; Бог сошел на землю к людям, что­бы освятить ее, открыть всем путь на Небо.Как же празднуют великое событие Рождества Христова? До пришествия в мир Христа многие народы поклонялись языческим, то есть, придуманным человеком богам. Были язычниками и наши предки славяне. Происходящее в жиз­ни человека, связывалось ими с действием таинственных и непонятных им сил, которые они обожествляли. Люди ста­рались задобрить (заговорить, заклинать) эти грозные силы. Среди них было и божество пиршества и мира, по имени Ко­ляда. О дохристианском языческом мире древних славян рас­сказывают знаменитые историки Руси — святой Нестор ле­тописец (мы помним, что он жил в 11 веке и покоится в Киево-Печерской лавре), святитель Димитрий Ростовский (он составил Четьи-Минеи - расположенные по месяцам жития святых), Николай Михайлович Карамзин (он написал «Ис­торию Государства Российского»). В древние времена наЛетоисчисление во многих странах мира (России, Бело­руссии, Украине, Греции, Словении, Чехии, Болгарии, Сер­бии, Румынии, Германии, Англии, Франции, США и Латин­ской Америки) ведется от даты Рождества Иисуса Христа -события, изменившего мировую историю. В странах, живу­щих по календарю нового стиля, празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. В России празднование Рождества Христова отмечается по церковному календарю (старый стиль) 7 января, а празднование Нового года в пра­вославном календаре приходится на 14 января — через неде­лю после праздника Рождества Христова. Таким образом, православный календарь организовывал жизнь христианс­кой семьи на основе событий духовно значимых, как наибо­лее важных для человека, не отрицая, но разумно определяя время праздников бытового характера.Твердо помнили христиане притчу Евангелия «О брачном пире». В ней говорится, что не следует приходить на празд­ник не подготовившись (с душой, загрязненной страстями) (Евангелие от Матфея, 22 глава, 1-14 стихи). К встрече великого праздника Рождества Христова православные люди готовились сорокадневным Рождественским постом. «Пост - постись, праздник - празднуй!»- говорили в народе, подоб­но тому, как говорят «Делу - время, потехе - час!» Последний день перед праздником Рождества Христова назывался со­чельником. Это день строгого поста: христиане воздержива­лись от принятия пищи до вечера («до вечерней звезды»). Затем ели постную пищу: сочиво (кашу из зерен - она назы­вается еще кутья), узвар (компот из сухофруктов). Они сим­волизировали рождение и будущую крестную смерть Спаси­теля (узвар обычно варился к празднованию в семье рожде­ния ребенка, кутья - делалась к поминальному столу после похорон). святки устраивались языческие гулянья: гаданья, маскара­ды (ряжение в маски), хождение с песнями по дворам. Но со временем, в этих простых поздравительных песенках начи­нают рассказывать о Рождении Христа. И дети уже стали ходить со звездою в память о Вифлеемской звезде. А в до­мах, в которые они заходили с поздравлениями, стали петь песнопения - молитвы в честь Христа. Такие хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою в православной традиции стало называться колядованием. Колядовать - означает - Христа славить. И появилось новое слово - христославы - те, кто славил Христа.Как праздновали Рождество Христово на Руси в царских палатах 16 - 17 веков. Благочестивые государи московские и «всея Руси» ознаменовывали все великие христианские праздники делами благотворения. В сочельник народ пере­полнял еще до утреннего света все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь оставался голодным в предстоящие великие дни. За четыре часа до рассвета государь выходил на совершение дел благотворения. Встречные на пути оделялись деньгами. Царь посещал заключенных в тюрьмах, выслушивал жалобы, облегчал узы. Вечером царь слушал в дворцовой церкви Царские часы. В навечерие великого праздника - царь шел в Успенский собор, где стоял за ве­черней. В сумерки, при появлении первой звезды, приходили во дворец славить Христа духовенство и хор государевых певчих.Наставал самый праздник Рождества Христова. Царь шел к заутрене. В десятом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста Ивана Великого к обедне (Литургии), подхватываемый колокольнями всех мос­ковских церквей. Патриарх поздравлял государя. И государь шел к обедне в Успенский собор. По окончании Литургии, государь возвращался во дворец. Там в это время приготов­лялся уже праздничный стол.Но прежде царь накрывал столы для бедных, нищих и убогих людей. Встретив праздник делами благотворения, госу­дарь проводил время с семьей. На другой день он молился за утреней и обедней в одной из своих дворцовых церквей, после чего принимал приезжих христославов из других городов. На третий день великого праздника государь ехал на бого­молье в один из наиболее чтимых, прославленных своими святынями московских монастырей. Посетив московские святыни, на обратном пути с богомолья, государь заезжал поклониться праху предков в Архангельском соборе Крем­ля.Праздник Рождества Христова в христианских странах.В некоторых странах христианской цивилизации сохраняется обычай колядования в праздник Рождества Христова. У словаков коляда означает благословение дома. В Германии богемская история объясняет коляду обычаем священнослу­жителей ходить по домам с крестом и святыми мощами в дни праздника Рождества Христова. Уже в 11 веке этот обычай был закреплен государственным указом. Христиане прояв­ляли одинаковую доброжелательность к гостям, встречали добрыми словами, одаривали христославов подарками, пи­рогами. Постепенно стали исчезать из обычая праздника ряженые персонажи, гадания. Ведь зачем было гадать лю­дям о счастье, если Сам Бог сошел на землю. И показывали в святые дни праздничные вертепы - представления о родив­шемся Богомладенце.В домах и храмах на Рождество ставят елки. А на их ма­кушках горят звезды — как память о чудесной звезде, которая привела древних мудрецов к родившемуся Богомладенцу.Христославы Все эти события более чем двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далёкого прошлого, и современности.Христиане в праздник Рождества Христова славят Бога церковными песнопениями. Одна песнь называется « тропарь». В ней объясняется смысл праздника. Вторая песнь называется « кондак»-в ней рассказывается история праздника.Все песни о «рождественском чуде» полны радости и удивительно напевны, ни в одной из них нет ликования. Они воспевают душевный покой и приобщают к великой тайне.Придя на Русь, христианство не нарушило её национальной самобытности, а, наоборот, обогатило культуру народа и его быт. Так, например, крестьяне праздновали Рождество весьма своеобразно, исходя из своих знаний о рождении Иисуса Христа.В сочельник (день накануне праздника) до самого вечера, точнее до появления на небе первой звезды (в воспоминание о вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол. В обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою или вертепом назывался колядованием или славлением. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильщики двигали фигурки и разыгрывали сцены рождения Христа.Звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивали красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными. При этом совершались песнопения о рождении Младенца Иисуса, а в заключение добавлялись от себя различные песни или колядки. Праздник Рождества Христова в христианских странах.Знать это хотят многие, чтобы ощущать себя частью общего христианского мира. Ведь Рождество - один из самых главных и почитаемых праздников, который земляне христианского вероисповедания празднуют вот уже более 2000 лет. К сожалению, непримиримость и ортодоксальность некоторых религиозных деятелей помешала преодолению путаницы в летоисчислении, поэтому западные христиане отмечают Рождество в конце декабря (как правило, 25 числа), а восточные - в начале января (7 числа).Рождество неразрывно связано с празднованием Нового года. Во многих европейских и других странах существует понятие рождественских каникул - непременного зимнего отпуска для детей и взрослых, длящегося с 24 или 25 декабря до первых чисел нового года. ВифлеемЭтот небольшой город на Ближнем Востоке расположен в границах современного Израиля. Именно здесь родился Иисус Христос, чье рождение со временем стало праздником для огромного количества людей.По Вифлеему каждое Рождество непременно проходит особая процессия - впереди черный конь, везущий крест, чуть позади свита всадников.На центральной площади Вифлеема на Рождество устанавливают высокий столб, увенчанный звездой, которая символизирует ту самую вифлеемскую звезду, указавшую волхвам время и место рождения Спасителя.ГерманияОбычай ставить и украшать елку в честь этих праздников имеет немецкие, причем, языческие корни.Немцы любят украшать свои дома на Рождество. Во многих домах имеются деревянные окошки с электрическими свечками в окошках, картинами и пластиком украшают дома, это красиво смотрится ночью со стороны. Часто на двери вешают венки из листьев, украшенных свечами. ельным условием является хорошее мясо и лучшее вино. Не все посылают поздравительные открытки. Многие дома ставят возле домов ясли - маленькая модель яслей где родился Исус Христос. Германский Дед Мороз - Der Weihnachtsmann - приносит подарки поздно вечером в канун Рождества (24 декабря), после того как люди сходили на службу в церковь. Подарки находят под новогодней ёлкой. Самый важный человек в семье звонит в колокольчик и созывает всех в комнату. Основным праздничным блюдом является карп или гусь. ИталияИтальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем прямо из окон. На рождественский стол они любят подавать угрей. А маленькие итальянцы ждут подарков от: женщины Деда Мороза, хотя и не совсем Снегурочки, которую зовут Ла Бефана. ФранцияНа Рождество французы любят изображать само событие, поэтому повсюду, в витринах, в домах в эти дни множество сцен рождения Христа: с яслями, агнцами и маленькими кукольными глиняными человечками, изображающими младенца. Эти фигурки здесь называют "сантонс".В Венгрии, например, детские постельки устилают соломой, и в рождественскую ночь укладывают в них детей, по аналогии с первыми часами жизни богомладенца. Раньше, в память об огне, зажженном, чтобы обогреть младенца-Иисуса, принято было символически сжигать полено.Этот обычай трансформировался в торт поленообразной формы, который называется Buche de Noel и подается только после Полуночной Мессы. Французы любят подавать на праздничный стол запеченную свиную голову, фаршированного гуся, индейку с каштанами или устрицы и паштет.Французские малыши знают, что рядом с Пэром-Ноэлем (местным Дедом Морозом) всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (буквально Дед с розгами), который никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль.ВеликобританияВ этой стране, где более всего ценят традиции, непременным атрибутом праздника является короткая речь королевы, которую она произносит сразу после рождественского обеда.Перед тем, как собраться за праздничным столом, вся семья идет в церковь. Дети здесь заказывают подарки Father Christmas (буквально Отец Рождество). Ему надо написать подробное письмо с перечислением желаемого и бросить его в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению.В Великобритании во второй день Рождества отмечается день Святого Стефана, когда вскрывают специальные ящики для пожертвований и раздают их содержимое нуждающимся.Соединенные Штаты АмерикиСША - многонациональная страна, поэтому можно увидеть различные способы празднования Рождества. Некоторые предпочитают фарширо-ванную индейку. Другие предпочитают колбаски, блюда из капусты, супы. Дети получают подарки утром. Им говорят, что ночью приходил Санта Клаус, он спустился по дымоходу и принес подарки. В рождественское утро традициооными на завтрак считаются рулет с корицей и кофе, на обед ветчина.Для состоятельных американцев Рождество - это и время благотворительности. Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. ФинляндияСам Санта-Клаус живет именно здесь, в снегах финской Лапландии. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена "Землей Деда Мороза". Как бы его ни называли - Санта-Клаусом, Дедом Морозом или по-фински Йоулупукки, - письмо любого жителя Земли, маленького или взрослого, дойдет до него по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг.Рождество здесь отмечается 25 декабря, елку принято приносить в дом не раньше 24 декабря. Кстати, традиция украшать дом лесной красавицей пришла в Финляндию в начале 19 века из России, когда Финляндия была в ее составе. Итак, в день Рождества вся семья утром украшает елку и дом, днем многие идут в храмы, а потом – в любимую каждым финном сауну.Вечером, чистые и отпаренные, все собираются за праздничным столом. Главный рождественский напиток - глинтвейн. Традиционное рождественское блюдо - особым способом приготовленная и запеченная ветчина. К ней подается морковная или рисовая каша, причем с секретом. Тому, в чьей тарелке окажется один-единственный миндальный орешек, весь год будет везти абсолютно во всем.РоссияВ России в старые времена Рождество справляли раньше Нового года. Считалось, что всю рождественскую неделю надо сохранять изобилие на столе. У зажиточных крестьян и мещан все праздничные дни стояла свиная голова на столе, подавалась жареная свинина, заяц в горшочке и каша в тыкве.В канун Рождества русские люди жгли костры, что было отголоском языческих представлений о возрождении Солнца, с чего и начинается Новый год.Рождественским утром всей семьей полагалось посетить церковь. Вечером все собирались за столом, на который выставляли кутью (овсяный кисель). Во время ужина хозяин отворял дверь или окно и приглашал мороз (еще не Деда Мороза, а его "прадедушку" Мороза Васильевича) отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда заморозком весной не побьет яровой хлеб, капусту и огурцы.Правило любого начала (как начнешь, так и пойдет) стала основой целого свода правил поведения в Новый год. Нельзя было в этот день делать тяжелую и грязную работу, отдавать долги, чтобы не делать этого весь год. Зато полагалось одеваться во все новое и даже многократно переодеваться, чтобы весь год быть с обновами.  О чем рассказывает икона « Рождество Христово»На уроках православной культуры ты познакомился с иконами Рождества Христова, которые написали иконописцы разных веков, и узнал, что икона — священное изображение; иконописец долго готовился к его написанию: молит­венно обращался к Богу за помощью, соблюдал пост. Рассматривая изображения, ты учился понимать те правила, которыми руководствовались мастера при написании икон. Ты узнал о том, что такие правила называются иконописным каноном. Канон предписывал, как изобразить и располо­жить священные образы на иконе, что прорисовать подроб­но, а что условно — символами, какие цвета подобрать для изоб­ражения мира земного и Небесного.Икона не только рассказывает о событиях Священной ис­тории, но и помогает понять смысл праздника, которому она посвящена. В каждом православном храме в иконостасе ты можешь увидеть двенадцать икон праздничного чина (все они помещены на странице 3). Иконы посвящены Великим Двунадесятым христианскимпраздникам. Первая среди них - икона Рождества Христова. Мы уже познакомились со словами и музыкой некоторых праздничных рождественских песнопений. Рассмотрим внимательно икону праздника.Перед нами изображение Горнего мира и мира земного. Самому главному на иконе отводится центральное место. В центре иконы мы видим Богомладенеца Христа, лежащего в яслях и Его святую Мать - Богородицу, Деву Марию. Богомладенец изображен в струящемся свете на краю темной пещеры. Вспомним, что и в рождественском песнопении поет-6Я 8 Христе как о Свете, пришедшем в мир; «Воссиял миру Свет разума». Иконописное изображение помогает нам по­нять главное: для чего пришел Бог в мир, стал Человеком (воплотился). Священная история рассказывает о том, что Адам - первый человек, был сотворен Богом по Своему обра­зу и подобию. И Христос, с шедший с Небес, пришел в мир для того, чтобы восстановитель поврежденного грехом чело­века,Матерь Божия изображена на иконе чуть ниже Богомладенца и обращена Своим святым Ликом к нам - людям. По­служив Своему Сыну и Богу, Матерь Божия Свою материнс­кую заботу отдает людям, помогая всем страждущим.Матерь Божия смотрит на Иосифа, с которым была обру­чена. Он изображен в левом углу иконы. Рядом с ним изоб­ражен старик. Что это за образ? Ведь в Евангелиях не гово­рится о нем. Особенностью иконы является возможность рас­сказывать не только о событиях, но и изображать мысли, чувства людей. В образе старика показаны мысли-сомнения Иосифа: он сомневается в божественной вести Ангела, кото­рый предвозвестил ему о том, что у Девы Марии, осененной Святым Духом, родится не обычный ребенок, но Богомладенец. Эта, открытая ему Небесным вестником тайна, не вмеща­лась в его человеческий разум. Он сомневался.  Обобщение- С каким праздником мы сегодня познакомились? --- …- Это народный или церковный праздник? --- …- Чему посвящен праздник? --- …- В каком городе родился Иисус? --- …- Что зажглось на небе? --- …- Что характерно для рождественских песнопений? --- …- Как называется обряд хождения по домам в Рождество с поздравлениями, песнями, со звездою или вертепом? --- …