Презентация по русскому языку Комплексный анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению ( 9 класс).
Комплексный анализ текста как этап подготовки к сочинению- рассуждению. 7 класс. Михаил Петрович Лоскутов - русский писатель и публицист, работал в начале XX века, в жанре очерковой прозы. Печатался с 1922 г. В небольшой статье о Михаиле Лоскутове, помещенной в книге "Тринадцатый караван", Константин Паустовский писал: "Он обладал талантом немногословного и меткого юмора. Его писательское зрение отличалось необыкновенной зоркостью. Он умел показать в одной фразе внутреннее содержание человека и всю сложность и своеобразие его отношения к миру". (1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.(По М. Лоскутову)** Лоскутов Михаил Петрович (1906–1940) – писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность. Сюжет, широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности; голос автора Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Особенности Художественная литература Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Официальная обстановка;деловые бумаги Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Сфера применения(где?) Воздействие на мысли и чувства Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Точная передача деловой информации Сообщение, передача научной информации Обмен мыслями, впечатлениями, общение Цель(зачем?) Художественный Публицистический Официально-деловой Научный Разговорный ТЕМА – это основное содержание текста ( о чём текст?)ИДЕЯ (ПОЗИЦИЯ АВТОРА) – это авторское отношение к тому, что он изображает, основная мысль. Основные вопросы: 1)Кто герой произведения? Каков он? 2)Как рассказчик относится к герою? А автор? 3)Как вы понимаете фразу : «Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей»? ВОПРОСЫ, ДАННЫЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ:Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли. Какие фразы передают иронию героя?Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.Почему фразу, начинающуюся со слова «во-вторых,..» автор не выделяет в отдельный абзац?Что произошло с Борожаем? Почему о его «настоящем имени», а не о «дурацкой кличке» мы узнаем в конце? ВОПРОСЫ, ДАННЫЕ ВТОРОЙ ГРУППЕ:1) Композиция текста.2) Изобразительно-выразительные средства, их значение. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ:Используя прием «комментированного чтения», придумайте вопросы для отрывка (предложения 24-32).Как вы понимаете смысл третьего предложения? 3) с использованием стилистических фигур:- именительного темы: (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (Вопрос рассказчику: почему? Что случилось?) (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (Вопрос рассказчику: почему не подберёшься?) (26)Жар, дым, он, бедняга, (рассказчик очень сильно взволнован судьбой телёнка, переживает, жалеет его) уже не мычит, а стонет, (телёнок страдает, как человек, тяжело всем это слышать и осознавать своё бессилие) всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (Вопрос рассказчику: неужели никто не нашёлся, чтобы как-то помочь телёнку?) (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, ( чрезмерно, необычайно сильно, с надрывом), (Вопрос рассказчику – Почему? Что случилось с ним? Что он хочет этим сказать?) людей зовёт, потом раз – и сиганул (очень быстро, мгновенно прыгнул или убежал) в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (Пожар был очень сильный, рассказчику страшно за собаку). (28)Тут уж мужики не выдержали, (Вопрос рассказчику: что не выдержали и почему?) встрепенулись, (внезапно вздрогнули, оживились, пришли в себя, задвигались) (Вопрос рассказчику: что заставило мужиков встрепенуться?) схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, (Вопрос рассказчику: почему?) угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой (родной, кем дорожишь) в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили. Приём «Словесное рисование» -Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика? А автора? СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ