Презентация Особенности работы психологической службы в образовательных организациях, реализующих АООП


 Особенности реализации направлений деятельности психологической службы образования в образовательных организациях, реализующих АООП  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ- Это специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. - диагностику психического развития детей,- отслеживает овладение учебно-познавательной деятельностью детей, - отслеживает развитие самой учебно-познавательной деятельности - оказывает помощь в коррекции учебно-познавательной деятельности, консультативную помощь в коррекции асоциальных проявлений (отклонений в поведении, эмоциональных состояний, простейших отклонений). Основная деятельность педагога-психолога школы VIII вида, в отличии от работы в других спецшколах, выстраивается на основании и через коррекцию интеллектуального развития. Педагог-психолог осуществляет: Цель работы - обеспечение реализации права ребенка на полноценное и свободное психическое и личностное развитие в соответствии с его возможностями, особенностями и потребностями. В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется: 1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения. 2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы.  3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся. 4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе VIII вида ставит своей целью:1. осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физиологических отклонений, требующих коррекции;2. проведение коррекционных мероприятий;3. помощь педагогическому коллективу в организации работы с «трудными» детьми;4. проведение просветительской работы с родителями учащихся;5. психологическое консультирование родителей и педагогов. Работа по оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям: 1. диагностическая работа; 2. коррекционно – развивающая работа; 3. консультативная работа; 4. профилактическая ( просветительская работа ). Диагностическая работа.       Цель: составление социально-психологического портрета обучающегося, воспитанника; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Диагностическая работа состоит из двух этапов: 1. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога. 2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка.        При поступлении нового учащегося в школу:1. Проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза:2. Составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. 3. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционно-развивающей работы. 4. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы. 5. Динамика личностного развития фиксируется в индивидуальной «Карте развития обучающегося, воспитанника школы-интерната». Диагностическая работа:- Диагностика предпосылок готовности 1класса к обучению в школе.- Исследование уровня адаптации учащихся 1 класса.- Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено.- Диагностика психологического развития учащихся.- Изучение межличностных отношений учащихся (1-9 кл.), педагогов (по желанию).- Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.- Отслеживание динамики адаптации к обучению у учащихся.- Составление психолого-педагогических характеристик. (1- 9 классов).- Диагностика уровня самоопределения старшеклассников.- Экспертные опросы родителей, педагогов.- Диагностику профессиональной направленности старшеклассников. Коррекционно-развивающая работа.Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с умственно – отсталыми детьми направлена на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально- личностной и социальной сфер жизни детей.            Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Коррекционные задачи:- Работа с ростом нестабильной эмоциональной сферы, с интенсивным переживанием новых глубоких чувств ( вновь прибывшие дети, первоклассники).- Работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению.- Работа с учащимися интерната по расширению сферы межличностных отношений и социальных контактов.- Работа с необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников.- Работа (по запросу педагогов) по развитию психологических процессов: мышления, внимания, памяти.- Коррекция поведения детей с девиантным поведением.- Оказание помощи педагогам в налаживании контактов с учащимися школы. Психологическое консультирование и просвещение Цель - создание условий для активного усвоения и использования учащимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских лекторий. Работа с родителями в рамках психологического консультирования и просвещения - Посещение занятий психолога со своим ребенком (ознакомление с принципом организации коррекционно - развивающей помощи);- Консультирование родителей по организации коррекционно - развивающей работы в домашних условиях ( реализация преемственности );- Консультирование родителей по волнующим проблемам;- Привлечение родителей к оформлению пособий и наглядного материала для занятий в кабинете ( начало работы в этом направлении); Работа с педагогами в рамках психологического консультирования и просвещения - Проведение психологических семинаров 2 раза в год;- Психологическое консультирование (в рамках работы ПМПк, по запросам педагогов, после проведения углубленного обследования);- Выступления на педсоветах по запросу администрации школы;- Разработка информационных памяток и рекомендаций для педагогов по организации педагогического сопровождения (пополнение «Методической копилки» педагогов);- Организационно- методическая работа с педагогами (оказание помощи в оформлении документации, подготовке к открытым мероприятиям);- Тесное сотрудничество с логопедом, дефектологом, социальным педагогом. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.   В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; 3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе. Профориентационная работа Цель - формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся. Вспомогательные задачи:1.Организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся.2. Принимает участие в работе педагогического совета школы.3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся. Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа. Эффективной коррекционно-развивающей работе способствует достаточно хорошая материально-техническая база. В ведении педагога-психолога два кабинета: рабочий кабинет и комната психологической разгрузки. Кабинеты оснащены специализированным оборудованием