Презентация по русскому языку для 9 класса «Запятая в простых и сложных предложениях»


ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ Функции запятых в простых и сложных предложениях …………. слайд 31.1. Разделительная функция запятых ………………………………..…... слайд 41.2. Выделительная функция запятых …………………………………. слайд 5, 61.3. Упражнение №1 с проверкой …………………………………………... слайд 7,82. Простые и сложные предложения ……………………………………………... слайд 92.1. Запятая в простом осложненном предложении ………………. слайд 102.2. Запятая в сложном предложении …………………………………….. слайд 112.3. Упражнение №2 с проверкой …………………………………………… слайд 122.4. Упражнение №3 с проверкой ………………………………….….. слайд 13, 14Домашнее задание ……………………………………………………………………….. слайд 15Список использованной литературы …………………………………..…….... слайд 16 1. Функции запятых в простых и сложных предложениях 1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ 2. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ(одиночный знак) (парный знак) Разделительная функция запятых Запятая разделяет:1) однородные члены предложения. Пр.: К полудню прогревается и море, и окрестный берег.2) части сложных конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении . Пр.: Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. – сложносочинённое предложение. Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. – сложное бессоюзное предложение Выделительная функция запятых Запятые выделяют:1) вводные слова, словосочетания, предложения. Пр.: В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. 2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными. Пр.: На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. 3) обособленные приложения . Пр.: Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город. 4) обособленные обстоятельства. Пр.: И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. 5) обособленные дополнения. Пр.: В столовой, кроме играющих, нет никого. 6) обособленные уточняющие члены предложения. Пр.: За логом, у болота, сонно журчал родник.7) сравнительные обороты. Пр.: Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. 8) обращения. Пр.: Скажи-ка, дядя, ведь недаром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана? 9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания. Пр.: Нет, я никого не видел. Да, ты прав. 10) придаточное в сложноподчинённом предложении. Пр.: Я разговариваю по телефону с командиром четвертой роты и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. Упражнение №1. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите, в каких случаях запятая выполняет разделительную или выделительную функцию. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. 1. В ч…рном (полу)шубке, с засуче(нн/н)ыми рукавами, она была похожа на мал…нького мужич(?)ка. 2. Здра…ствуй, племя м…л…дое, (не)знакомое! 3. Время, труд, чес…ность, знание, умение владеть собой, ф…зические, умстве(нн/н)ые и нравстве(нн/н)ые силы человека – единстве(нн/н)ые тв…рцы всякого б…гатства. 4. Новый начальник, между нами говоря, (не)производит впеч…тление умного человека. 5. Ж…лтые, будто померкшие, г…рели к…стры. 6. Прошло (не)сколько лет, и обст…ятельства пр…вели меня в те самые места. 7. Я взб…жал по маленькой лес…нице, которая в…ла в светлицу, и в первый ра… отроду в…шел в комнату Марьи Ивановны. Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнение. 1. В чёрном полушубке, с засученными рукавами, она была похожа на маленького мужичка. Выделительная функция, запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом. 2. Здравствуй, племя молодое, незнакомое! Выделительная функция, запятые выделяют обращение. 3. Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека – единственные творцы всякого богатства. Разделительная функция, запятые разделяют однородные члены предложения. 4. Новый начальник, между нами говоря, не производит впечатление умного человека. Выделительная функция, запятые выделяют вводную конструкцию. 5. Жёлтые, будто померкшие, горели костры. Выделительная функция, запятые выделяют сравнительный оборот. 6. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в те самые места. Разделительная функция, запятая разделяет предикативные части ССП. 7. Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. Выделительная функция, запятые выделяют придаточное в СПП. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, где одна грамма- где несколько грамма- тическая основа тических основ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (одна грамматическая основа) ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНЫ И В КАКИХ СЛУЧАЯХ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ?1. Обращениями (Пр.: Дорогая сестра, пишу тебе последнее письмо.)2. Вводными словами и конструкциями (Пр.: Завтра, наконец, последний экзамен.)3. Уточняющими членами предложения (Пр.: Там, на краю моря, их бесконечно много.)4. Обособленными приложениями (Пр.: Мы, газетчики, на митинге узнавали много новостей)5. Обособленными определениями, выраженными причастным оборотом (Пр.: Его удивила тишина, царившая во всех углах.)6. Обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом (Пр.: Василий сел, прикрыв лицо руками.)7. Обособленными дополнениями (Пр.: Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту)8. Однородными членами предложения (Пр.: Лес зазвенел, застонал, затрещал.)9. Сравнительными оборотами (Пр.: Лес, точно терем без призора, весь потемнел и полинял.) СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (несколько грамматических основ) Сложные предложения по наличию/отсутствию в них союза делятся на: Союзные Бессоюзные Пр.: Застучали колеса, на переходе мелькнул огонь. [ ], [ ].Сложносочиненные Пр.: Мама уснула, и я принялась читать. Сложноподчиненные[ ], и [ ]. Пр.: Я понял, что Петя безнадежно опоздал. [ ], (что…) . Упражнение №2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая вставленные орфограммы. Определите тип каждого предложения (простое – чем осложнено, сложное – ССП,СПП или БСП). Каким предложениям соответствуют данные схемы? 1. [- =], (что, (если = ), - =). 2. [=], (что если - = ), (то - =). 3. [| |, -=,|_._|]. 1. Мечик почу…ствовал что если вновь придётся отстрелива(ть,т)ся он уже н…чем (не)будет отличаться от Пики. 2. Мы с Костей вышли из школы и я заметил что на дв…ре стало теплей. 3. Сын (не)возражал но видно было что он мало способен изм…нить свое мнение. 4. Надо всегда помнить что если доброе дело не может быть (с,з)делано без принуждения то дело это (не)доброе. 5. Я (кое)что знал о растениях но здесь под Воронежом было много таких трав и цв…тов какие (не)встр…чались у нас. 6. Баркас пр…стал к берегу и соскочив с него на песок рыбаки т…нули своё крыло невода. 7. Разбуже(нн,н)ая их г…л…сами мать вышла из шалаша позёвывая на ходу. Упражнение №3. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание предыдущее упражнение. Начертите схему 5 и 6 предложения, определите тип данных сложных предложений. Какие функции выполняют запятые в этих предложениях? 1. Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. [- =], (что, (если = ), - =). 2. Мы с Костей вышли из школы, и я заметил, что на дворе стало теплей. 3. Сын не возражал, но видно было, что он мало способен изменить свое мнение. 4. Надо всегда помнить, что если доброе дело не может быть сделано без принуждения, то дело это недоброе. [=], (что если-= ), (то - =). 5. Я кое-что знал о растениях, но здесь, под Воронежом, было много таких трав и цветов, какие не встречались у нас. 6. Баркас пристал к берегу, и, соскочив с него на песок, рыбаки тянули свое крыло невода. 7. Разбуженная их голосами, мать вышла из шалаша, позёвывая на ходу. [| |, -=,|_._|]. Проверьте, правильно ли вы начертили схему 5 и 6 предложения и определили функции запятых. 5. Я кое-что знал о растениях, но здесь, под Воронежом, было много таких трав и цветов, какие не встречались у нас. [- =], но [_._, _._, =], (какие =). Сложное союзное предложение, 1 и 2 предикативная часть связаны сочинительной связью, 2 и 3 – подчинительной.Функции запятых в данном предложении:1, 4 – разделительная; 2,3 - выделительная6. Баркас пристал к берегу, и, соскочив с него на песок, рыбаки тянули свое крыло невода. [- =], и [,|_._|, - =]. Сложное союзное предложение, ССПФункции запятых в данном предложении:1 – разделительная; 2,3 - выделительная Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»Рекомендации к написанию сочинения: сочинение должно быть написано с опорой на изученный теоретический материал о функциях запятых. Приведите 2 примера из проделанных упражнений, характеризующих разные функции запятых. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.Помните о структуре сочинения: вступление, основная часть, заключение.Объем сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите разборчиво, аккуратно, ведь проверяющие не знакомы с особенностями вашего почерка, так как впервые видят его. Список использованной литературы: Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991Правила орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. – М.: Дрофа, 2009www.zaharina.ruКартинки с сайта http://yahooeu.ru, http://phototimes.ru, http://library.gu-unpk.ru