Презентация к выступлению на методическом объединении педагогов психологов школ г. Невинномысска 13.02.2017 года
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Подготовила презентацию учитель начальных классовМБОУ СОШ № 3 Федоренко Н.Г. С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы. условия: - формирование УУД на всех этапах учебного процесса;- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти. требования: а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха. принципы: - принцип развития динамичности – построение обучения- принцип продуктивной обработки информации.- принцип развития и коррекции высших психических функций.- принцип мотивации к учению — - соблюдение интересов ребёнка. - системность.- непрерывность. - вариативность. -рекомендательный характер оказания помощи. Направления коррекционной работы: диагностическая работа коррекционно-развивающая работа консультативная работаинформационно-просветительская работа цели: Образовательная коррекционная воспитательная В процессе обучения учителю следует: - использовать четкие указания;- поэтапно разъяснять задания;- учить последовательно выполнять задания;- повторять инструкции к выполнению задания;- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача). виды деятельности: - чередовать занятий и физкультурные паузы;- предоставлять дополнительное время для завершения задания;- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.- обеспечивать школьника копией конспекта. Способы оценки достижений и знаний учащихся: - использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.- акцентировать внимание на хороших оценках;- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;- проводить оценку переделанных работ;- использовать систему оценок достижений учащихся. В организации учебного процесса необходимо: - использовать вербальные поощрения;- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;- разработать кодовую систему общения (слова, жесты- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения;- осваивать знания об изменениях в поведении. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении Организация ОП строится на основе здоровьесберегающей технологии. Задачи - систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки. Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя: - работу психолого-медико-педагогического консилиума;- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;- организация индивидуальных педагогических маршрутов;- организация педагогического взаимодействия. формы: проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;проведение малых педагогических советов, административных советов;ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;разработка методических рекомендаций учителю;анкетирование учащихся, диагностика;обследование школьников по запросу родителей Содержание и формы работы наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;поддержание постоянной связи с учителями, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;составление психолого-педагогической характеристики учащегося с;составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося;контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;формирование микроклимата в классе;ведение документации;организация внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с группами детей ОВЗ. Цель работы: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка. Задачи: Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребёнка в учебной деятельности.Развивать познавательные процессы (памяти, восприятия, внимания, мышления, моторной деятельности).Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, педагогами.Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Этапы реализации программы Предварительный этап (сентябрь-октябрь) включает входящую диагностику учащихся 1-х классов в рамках введения ФГОСНОО на психологическую готовность к обучению в школе, а также углубленную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектацию групп для предстоящей коррекционной работы.Основной этап (ноябрь-март) включает проведение коррекционных занятий.Заключительный этап (апрель) включает повторную диагностику каждого учащегося для отслеживания динамики развития и результативности коррекционной программы. Планируемые результаты коррекционной работы По результатам занятий дети должны:1.Получить всестороннее развитие личности через самопознание и рефлексию.2. Научиться приёмам эмоциональной саморегуляции в общении.3.Приобрести навыки сотрудничества при разнообразных проблемах в процессе обучения и общении.4.Научиться понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении.5.Развитие чувства эмпатии.