Презентация к тематическому классному часу Российский кинематограф
Российский кинематограф
В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы.История российского кино своеобразна. Суровые нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров.
Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»), премьера состоялась 15 октября 1908 г. Режиссеров фильма выступил Владимир Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.
К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах – детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Одно из ярких русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора первого цветного фильма «Броненосец Потемкин» (1925). Он лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.
В 1935 году стараниями того же Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых "Чапаев".Фильм стал культовым для нескольких поколений зрителей. В этом фильме показаны настоящие, живые люди со всеми своими слабостями и недостатками".
Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Борис Мухин предложил идею - изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.
Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году.
В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море" - совместный проект с участием России, Канады и Японии.
Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена, поэтому в русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.