Презентация по истории на тему Общественное двмжение в эпоху правления Николая I (8 класс).


Общественное движение в эпоху правления Николая I. Особенности общественного движения. 1. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов.2. Произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством.3. Впервые консервативное направление получило собственную идеологию.4. Оформились либеральное и социалистические течения общественной мысли.5. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам. Основные идейные течения. Консервативное направление. 1. Стремление к сохранению существующего общественно-политического строя.2. Стремление доказать отличие исторического развития России от стран Западной Европы.3. Приверженность традициям самодержавия и традиционного общества.4. Приверженность теории «Официальной народности», согласно которой в основе российской действительности лежало триединство главных столпов России: православия, самодержавия и народности. Уваров С.С. – автор теории «Официальной народности». Уваров считал, что русский народ на основе христианской православной веры должен объединиться и сплотиться вокруг царя-самодержца. Также к числу консерваторов принадлежали историки: Устрялов Н.Г. и Погодин М.П. Или такие писатели, как Загоскин М.Н. и Греч Н.И. Либеральное направление: западники и славянофилы.Общие черты. Общие черты западничества и славянофильства:1. Отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности.2. Убежденность в необходимости коренных преобразований.3. Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности.4. Расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.5. Уверенность в возможности мирного осуществления реформ.6. Вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию. Западники. 1. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из неё какой-либо части ведет не к благу, а к загниванию.2. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности.3. Западники считали, что задача России состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью». Основные представители западничества. Представители западничества: историки Грановский Т.Н., Соловьев С.М., юрист Кавелин К.Д. Также к западничеству принадлежали литераторы: Анненков П.В., Боткин В.П., Тургенев И.С. Славянофилы. 1. Славянофилы отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского.2. Славянофилы подчеркивали особенности государственного и общественного быта России, православной веры.3. Они отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада.4. Главной своей задачей славянофилы считали возвращение России в её «старое, самобытное состояние». Основные представители славянофильства. Представители славянофильства: Хомяков А.С., братья И.В. и П.В. Киреевские, Кошелев А.И. Также к славянофильству принадлежали: братья К.С. и И.С. Аксаковы, Самарин Ю.Ф. Революционно-демократическое направление. Также помимо либеральных течений во времена правления Николая I стали зарождаться студенческие кружки, ориентированные на революционную идеологию. В них участвовали и будущие либералы, и сторонники революционных идей.В 1827 г. власти раскрыли кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. – кружок Сунгурова Н.П., участники которого вынашивали планы вооруженного восстания. В 1834 году был разгромлен кружок Герцена А.И. и Огарева Н.П. Также к революционному движению принадлежали Бакунин М.А. и Буташевич-Петрашевский М.В. Чаадаев П.Я. Особое место в общественной мысли и в общественном движении во время правления Николая I занимал Пётр Яковлевич Чаадаев – мыслитель и публицист. Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории, о «духовном застое» России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют её историческому развитию. Главные особенности революционной идеологии в период правления Николая I. 1. Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества.2. Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе.3. Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции социалистических учений. Конец.