Уроки по информатике в 8-ом классе. Тема урока : Алгоритмизация и программирование.
МКОУ Мазурская ООШУроки по информатике в 8-ом классе.Тема урока : Алгоритмизация и программирование.Подготовил урок: Учитель информатики : Лазарев Д.Н.
Алгоритмизация и программирование
ИсторияИсторически термин «алгоритм» произошел от фамилии арабского (узбекского) математика IX века аль-Хорезми (полное имя — Абу Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми). Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Имя аль-Хорезми указывает на его родину — среднеазиатское государство Хорезм. Им было написано первое руководство по арифметике, основанное на позиционном принципе.
Алгоритмэто понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату.это точно определенная последовательность простых действий, обеспечивающих решение любой задачи из некоторого класса.
Свойства алгоритмаДискретность – пошаговый характер выполнения алгоритма. Переход к следующему шагу происходит только тогда, когда закончен предыдущий.Точность – команды, которые описывает алгоритм должны быть однозначно интерпретированы исполнителем.
Свойства алгоритмаПонятность – алгоритм должен быть описан в доступных действиях для исполнителя.Конечность – алгоритм должен приводить к какому – либо результату.Массовость – алгоритм распределяется на конечную последовательность исходных данных.
Исполнитель алгоритмаэто субъект или устройство, способное правильно интерпретировать описание алгоритма и выполнить содержащийся в нем перечень действий.
Этапы решения задач на ЭВМТехническое задание (постановка задачи).Формализация (математическая постановка задачи).Выбор (или разработка) метода решения.Разработка алгоритма (алгоритмизация).Выбор языка программирования.Структура данных.Оптимизация.Подготовка отладки.Тесты и методы «ручной» проверки.Запись программы на языке программирования.Тестирование и отладка программы.Вычисление и обработка результатов.Документирование.
Способы записи алгоритмаСловесно – строчныйБлок – схемаЯзык программирования
Словесно – строчная записьПример суммирование двух чиселНачало.Ввести А, В.С:=А+В.Печать С.Конец.
Блок схема – это схема, состоящая из древнегреческих фигур, каждая из которых отвечает за определенное действие алгоритмаНачалоВводА, ВС:=А+ВВыводСКонецПроцесс (Вычислительный блок)Ввод – вывод данныхПуск – остановка (начало-конец)Решение (Логический блок)Модификация (заголовок цикла)Пример
Язык программирования (Паскаль)program massiv;uses crt;var X : array [1..100] of real; i: integer; summa: real;begin randomize; for i:=1 to 100 do begin X[i]:=random; writeln(X[i]); summa:=summa+X[i]; end; writeln; writeln(summa);end.
Виды алгоритмовЛинейный – обеспечивает последовательность действий, при котором команды выполняются в порядке следования.S1S2S3
Виды алгоритмовРазветвляющийся – обеспечивает выполнение серии команд в зависимости от результата проверки истинности условия.PS2S1данетУсловие (полное)PS1данетУсловие (неполное)
Виды алгоритмовЦиклический – обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий (тела цикла). i:=1; nS1Цикл с параметрами(пошаговый)PS1Цикл с предусловиемS1PЦикл с постусловием
Язык программирования PascalВ широком смысле язык программирования – это фиксированная система обозначений и правил для алгоритмов и структур данных. Основой для языка программирования Pascal является латинский алфавит, десятичные цифры и правила, используемые для написания программ.
Основные понятия языка программированияИдентификатор – имя объекта, устанавливающее соответствие объекта некоторому набору символов. Например: f gh k1 (1k) d_r (d r d,r )Константы – элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Описание констант осуществляется в разделе const. Const k=8; m=19;
Основные понятия языка программированияПеременные – величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Описание переменных осуществляется в разделе var. Var g: integer; st: string; Тип данных – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.Например: 5.9 и -7.456 относятся к вещественному типу (real), их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.д.
Типы данныхТипы данных делятся на стандартные и пользовательские.Стандартные типы предложены разработчиками системы программирования Turbo Pascal, например, Boolean, real, byte, string, char.
Типы данныхПользовательские типы данных разрабатывается пользователями системы, для обеспечения семантического контроля вводимых данных, значительного улучшения наглядности программы, более легкого поиска ошибок и экономии памяти. К пользовательским относят перечисляемый и интервальный типы. Type color=(red, blue, white, black, brown); month=1..12;
Основные понятия языка программированияВыражение – конструкция языка, задающая порядок выполнения действий над элементами данных. Операнд – элемент данных, над которыми производиться операция.Операция – действия, которые необходимо выполнить над операндом.
Основные понятия языка программированияОператор – предложение языка Pascal, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Операторы в Pascal разделяются точкой с запятой (;). Оператор присваивания (:=) А:=78;Оператор вызова процедуры ClrScr; {вызов стандартной процедуры очистки экрана}
Операторы ввода-выводаRead обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор остается на месте. Readln обеспечивает ввод данных в память ЭВМ, при этом курсор осуществляется перевод курсора на новую строку.Write предназначена для вывода значений на экран. Writeln выводит значения данных на экран и перводит курсор в начало следующей строки.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычисление площади треугольника по трем сторонам.Program zadacha (input, output);var a, b, c, p, s: real ;begin writeln (‘вв. знач. Сторон треугольника’);readln (a, b, c);p:=(a+b+c)/2;s:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));writeln (‘площадь треугольника=’,s);end
Решение задач с помощью линейного алгоритмаНайти среднее геометрическое и среднее арифметическое двух чисел.Program zadacha (input, output);Vara, b, sa, sq: real;BeginWriteln (‘введите значение двух чисел’);Readln (a,b);Sa:=(a+b)/2;Sq:=sqrt(a*b);Writeln (‘среднее арифметическое =’,sa, ‘среднее геометрическое =’,sq)End.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычисление гипотенузы и площади треугольникаПаскаль program zadacha (input, output)Vara,d,s,g:real;begin writeln ( `введите значения двух катетов `);readln (a,b);s:=a*b/2;g:= sqrt(a*a+b*b)writeln (‘площадь = ‘,s, ’гипотенуза =’,g);end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычислить длины медиан треугольника, заданного длинами сторон.Program zadacha (input,output);vara,b,c,m1,m2,m3:real;beginwriteln (‘вв.знач. трез сторон треугольника’);readln (a,b,c);m1:=sqrt(2*a*a+2*b*b-c*c)/2;m2:=sqrt(2*a*a+2*c*c-b*b)/2;m3:=sqrt(2*b*b+2*c*c-a*a)/2writeln (‘медианы= ’, m1,m2,m3);end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаТреугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Вычислить длины сторон треугольника.Program zadacha (input, output);vara1,b1,c1,r,a,b,c:real;beginwriteln (‘введите значения a1,b1,c1,r’);readln (a1,b1,c1,r);a:=2*r*sin(a1);b:=2*r*sin(b1);c:=2*r*sin(c1);writeln (‘длины сторон= ’, a, b, c);end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаСмешали V1 литров воды с температурой Т1 с V2 литрами с t T2. Вычислить t и объем полученной смеси.Program zadacha (input, output);Varv1, t1, v2, t2, v, t:real;beginWriteln (‘введите значения v1, t1, v2,t2’);Readln (v1, t1, v2, t2);v:-v1+v2t: = (v1*t1+v2*t2)/(v1+v2);Writeln (‘V смеси = ’, v, ‘T смеси = ’, t);end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВыделение цифр из заданного числаProgram zadacha (input, output);vara, a1, c , d: integer;beginwriteln (‘введите трехзначное число a’);readln (a);a1: = a mod 10;d:=a div 10 mod 10;c: = a div 100;writeln (‘число единиц = ’, a1 , ‘ число десятков =’, d);writeln (‘ число сотен = ‘ , c) ;end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаВычислить сумму членов арифметической прогрессии, зная её первый член, разность прогрессии и число членов.program zadacha (input, output);var n: integer; a1, d, s:real;beginwriteln (‘введите первый член, разность и число членов ариф. прогрессии’);readln (a1,d,n);s:=(2*a1 +d*(n-1))/2*n;writlen (‘сумма членов арифметической прогрессии’,s)End.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаОпределить давление на грунт опоры, имеющей форму основания в виде круга радиусом R с вырезанный из центра квадратом со стороной А. Масса опоры М.program zadacha (input, output);varm,r,a,d :real;beginwriteln (‘вв. массу, R осн., сторону опоры’);readln (m,r,a);d:=9.8*m/(pi*r*r-a*a);Writeln (‘давление на грунт=’,d);end.
Решение задач с помощью линейного алгоритмаДана, длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба.Program zadacha (input output);Vara, sg, sp, v, real;beginWriteln (`введите длину ребра куда);Readln (a);Sg: =a*a;Sp: = 6*sg;V: = a*a*a;Writeln ( `S гр.= `, sg, `Sпов.= `, sp, `V куба = `, v) ;End.
ВетвлениеОператор условия If <условие> then <оператор - да> else <оператор - нет>; предназначен для реализации простого ветвления алгоритма.Оператор выбора Case <селектор> of <значение1>:<оператор1>; <значение2>:<оператор2>; ………………………………; <значениеN>:<операторN> Else <оператор - нет>;
ВетвлениеОператор Case используется при множественном разветвлении алгоритма, например, если необходимо по числовому значению месяца указать время года (1, 2, 12 – зима; 3, 4, 5 – весна и т.д.).program sezon;var n: 1..12; {перечисляемый тип, здесь допускает только значения от 1 до 12 }beginwriteln(‘Введите числовое значение месяца’); readln(n);case n of1, 2, 12: writeln(‘зима’);3..5: writeln(‘весна’);6..8: writeln(‘лето’)else writeln(‘осень’);end.
Решение задач с помощью ветвленияВычислить y=1/xProgram zadacha (input,output);Varx,y:real;BeginWriteln (‘введите значение переменной x’);Readln (x);If x=0 then writeln (‘при х=0 решения нет’) Else writeln (‘при х= ’,x,’ y=’, 1/x)End.
Решение задач с помощью ветвленияДаны два числа. Выдать на печать наибольшее из них. Program zadacha (input,output);Vara,b,s:real;Begin Writeln (‘вв. значение двух переменных а, в’);Readln (a,b);If a>b then s:= a else s:=b;writeln (‘большее число = ‘ , s)end.
Решение задач с помощью ветвленияСоставить алгоритм выбора наименьшего из трех различных чисел.Program zadacha (input,output);Vara, b, c, min :realBeginWriteln(`вв.знач. трех перемен a, b, c`)Readln(a, b, c);Min:=a;If d <min then min: =b;If c< min then min:= c;Writeln( ` наименование число =`, min)End.
Решение задач с помощью ветвленияСоставить алгоритм, который для заданного числа x определяет, принадлежит ли x отрезку [A,B]program zadacha (input, output);vara, b, x:real;beginwriteln (‘ введите значение переменной x‘);readln (x);writeln (‘вв. Нач. и кон. Точки отрезка , a, в’);readln (a,d);If (x<a) or (x>b) then writeln (‘точка не прин. отрезку’)else writeln (‘точка прин. отрезку’) end.
Решение задач с помощью ветвленияРЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯProgram zadacha (input,output);VARA,B,C,D,X1,X2,Х:REAL;BEGINWriteln(‘ВВ. КОЭФ. КВАДР. УРАВНЕНИЯ a,b,c’);Readln (a,b,c);D:=b*b-4*a*c;If d>0 then beginX1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);X2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);Writeln (‘x1=’,x1, ‘x2=’, x2)EndElse if d=0 then begin x:=(-b)/(2*a);Writeln (‘x=’,x)EndElse Writeln (‘уравнение не имеет корней’)End.
Решение задач с помощью ветвленияОпределение номера четверти плоскостиProgram zadacha (input, output);Var x,y:real;BeginWriteln (‘введите координаты точки x,y ‘ );Readln (x,y);If (x>0) and (y>0)Then k:=1Else if (x<0) and (y>0) then k:=2Else if (x<0) and (y<0)Then k:=3Else k:=4;Writeln (‘точка находится в ‘ ,k, ‘ четверти ‘)End.
Решение задач с помощью ветвленияДля данного N составить алгоритм вычисления факториала N!=1*2*3*….*N.Program zadachaVarF,I,n:integer;beginWriteln (‘введите натуральное число N’);Readln (n);F:=1;For i:=1 to n do f:=f*I;Writeln (n,’!=’,f)End.
Решение задач с помощью ветвленияСреди чисел 1 <= N <= 100. Найти все пары чисел, для которых их сумма равнялась бы их произведению.Program zadacha (input, output);Vark, a, b: integer;begink:=0for a:=1 to 100 dofor b:= 1 to 100 do beginif a+b=a*b then begink:= k+1;Writeln (‘числа’, a, b)end;endif k=0 then Writeln (‘таких чисел нет’)end.