Презентация Раннее введение русского языка в якутских детских садах


ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В ЯКУТСКИХ ДЕТСКИХ САДАХ Попова Л.Ф., Трофимова Н.С.МБДОУ №5 «Ньургуьун» с. Сунтар Данная разработка адресована воспитателям дошкольных учреждений для введения обучения русскому языку со средней группы в национальных детских садах. Разработка содержит методические рекомендации и перспективную тематику НОД. Материалы можно использовать творчески: приводить собственные примеры, дидактические игры, фонетические и артикуляционные упражнения, произведения. Обоснование разработки Наиболее благоприятный период усвоения ребенком языка – это возраст от 3 до 4 лет. В этом возрасте, по мнению психологов, наблюдается явление называемое «языковой одаренностью», связанное повышенной чувствительностью к звуковой стороне речи, заинтересованностью и желанием ею заниматься. В этом возрасте развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы.В современных начальных классах, где дети обучаются по развивающим программам, ориентированных на высокий уровень подготовки к школе, у первоклассников, по мнению учителей, наблюдается «языковой барьер» в обучении на русском языке.Практика показала, что введение русского языка в якутских детских садах только со старшей группы не дает желаемого эффективного результата. ЦЕЛЬ: формирование навыков речевой деятельности на русском языке у детей в якутских детских садах Задачи Способствовать развитию артикуляционного аппарата, формированию правильного произношения звуков Прививать навыки понимания русской разговорной речи и говорению на нем Способствовать активизации пассивного и активного словарей для дальнейшего овладения связной речью в старших группах Прививать нравственные ценности родной речи путем сопоставления с русским языком Принципы Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип доступности Основные направления разработки Освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики Освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции , развитие связной речи, речевого общения Развитие способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений Реализация всех этих направлений осуществляется в образовательном процессе в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Работа проводится по перспективному плану, составленному по пособиям С.В.Гоголевой, Е.А. Бажановой, М.Ф. Фомичевой, Е.В.Бунеевой. Обучение языку идет систематически по принципу усложнения. В старших группах в программу включаются математические термины, названия геометрических фигур, что облегчает будущим первоклассникам анализ, синтез, умение сравнивать, классифицировать на русском языке. НОД построена по тематическому принципу. Группы Темы Средняя группа «Семья», «Части тела», «Моя голова», «Зима», «Животные», «Новый год», «Это - я», «Комната», «Игрушки», «Фрукты», «Одежда», «Посуда». «Животные, птицы», «Овощи» -14 тем – 26 (98 слов) Старшая группа «Семья», «Игрушки», «Комната», «Части тела», «Детский сад», «Дикие звери», «Домашние птицы», «Головные уборы. Одежда. Обувь.», «Дом», «Двор», «Посуда», «Новый год», «Наша группа», «Одежда», «Зима», «Геометрические фигуры», «Домашние животные», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Наша одежда», «Время», «Животные жарких стран» - 23 темы НОД - 28 (212 слов) Группы Темы Подготовительная группа «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Части тела», «Дом», «Мебель», «Время», «Осень», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Школа», «Домашние животные», «Животные Севера», «Зима», «Электрические приборы», «Посуда», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Рабочие инструменты», «Птицы», «Животные жарких стран», «Хлебные продукты», «Мамин праздник», «Молочные продукты», «Мясные продукты», «Рыбы», «Транспорт», «Наше село», «Город», «Весна», «Спорт», «Профессии», «Магазин», «Почта», «Лес», «Ягоды», «Садовые цветы» - 38 тем НОД – 52 (238слов) Всего 548 слов Старшая группа Конструкции «Вот + имя сущ.», «Это + имя существительное», «Да, это + имя существительное», «Нет, это не + имя сущ., а + имя сущ.», «Вот (тут, там, здесь) + имя сущ.», «Имя сущ. + глагол», «Имя сущ. + имя сущ.»,«Это + имя сущ.», «Имя сущ. (личное мест.) + глагол», «Имя сущ. + глагол (в един. и множ. числах)», «Имя сущ. + прилагательное», «Имя сущ. (местоимение) + глагол», «Это (вот, тут, там, здесь) + имя сущ.», «Это + имя сущ., а не + имя сущ.», «Личное местоимение + прилагательное», «Имя прилагательное + имя сущ.», «Имя сущ. + наречие», «Имя сущ. (личное местоим.) + прилагательное», «Имя прилагательное + глагол + наречие места», «Имя сущ. (местоимение) + имя прилагательное», «Вот (это) + имя прилагательное». (21) Подготовительная группа Конструкции «Глагол + наречие места».«Глагол + предлог в, на + имя сущ. (личное местоим.)».«Да, не, нет + имя сущ.».«Имя сущ. + имя прилагательное».«Глагол + предлог В (НА) + имя сущ.».«Имя сущ. + глагол», «Наречие времени + глагол».«Им.сущ. (личн.местоим.) + прилагательное», «Глагол + им.сущ. (в родит. Падеже с предлогом У, в винит. Падеже с предлогом В, НА)».«Глагол + предлог В (НА, ПОД)+ им.сущ.». «Имя сущ. (личное местоим.) + глагол в прошедшем времени». «Глагол + наречие образа действия» (12) Структура НОД может быть следующей:организационный момент;лексика - закрепление слов, введение новой лексики;фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д. Методы, приемы Пальчиковые игры Артикуляционная гимнастика Чтение произведений Элементы инсценировки Фонетические упражнения Игры Беседа Аудирование Просмотр мультфильмов Формы работы Факультатив Игровая деятельность НОД Методическое обеспечение Программа по русскому языку для подготовительных к школе групп якутских детских садов, 1979; Савенкова Г.А.«Русский язык в старших группах национальных детских садов РСФСР» А.П. Величук, Е.А.Бажанова, 1990; «Обучение русскому языку в якутских детских садах» С.В.Гоголева,1996 ;«Обучение русской речи в якутских детских садах» С.В.Гоголева, 1992;«Детский сад от А до Я», научно-методический журнал для педагогов и родителей, №1, 2004;«Воспитание детей правильного произношения», М.Ф. Фомичева, 1980;«Обучение связной речи в якутских детских садах», С.В.Гоголева, Е.И. Егорова, 1992;«Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф.А.Сохин, 1984;«Здравствуйте дети!», Ш.А. Амонашвили, 1983;«Учите, играя», Максаков А.И., 1983;«Воспитание у детей правильного произношения», Фомичева М.Ф., 1990. Спасибо за внимание.