Презентация по обобщению системы работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов


Система работы Степкаевой Елены Анатольевны,учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов Цель:Создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности. Задачи:Отслеживание развития интеллектуальных способностей учеников путём создания индивидуальных карт изучения ребёнка;создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог); введение в практику современных образовательных технологий;разработка и реализация программы школьной внеурочной деятельности «Я – исследователь»;способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;реализация школьной программы «Одарённые дети»; Проблемный диалогпобуждающий подводящий диалог диалог Проблемная ситуация - это ситуация, в которой оказывается ребенок, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть.Компоненты проблемной ситуациипотребность ребёнка в новом знании или способе действия;неизвестное знание, которое он должен усвоить;достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки ребенка, его интеллектуальные возможности. Варианты возникновения проблемной ситуации1. Несоответственные между имеющимися у детей знаниями, которые требуются для ее решения;2. Необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;3. Противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью. ШАРИК -?Воздушный шарик.Кличка собаки.Круглый предмет.У крыльца лежит шарик.У крыльца лежит Шарик.Урок русского языка в 1 классе

а) словесное описание (устно или письменно),б) графическое изображение(схемы, диаграммы),в) фрагменты из видеофильма и т.д.Форма создания ситуаций Проблемные ситуацииСитуация – выбор;Ситуация – неопределённость;Ситуация – конфликт;Ситуация – неожиданность;Ситуация – предложение;Ситуация – опровержение;Ситуация - несоответствие Проблемная задача - крупная учебно-познавательная задача, требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решенияСтруктурными элементы проблемной задачи: Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики.Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики. Проблемный вопрос - простейшая проблемная задача, требующая обычно «однократного» действия. Тема: «Живая и неживая природа»Проблемные вопросы:1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?2.Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.3.Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?Тема: «Части растений»Проблемные вопросы:1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?2.Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?3.Зачем нужно знать, из чего состоят растения?4.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?5.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы? Этапы предварительной подготовки:Анализ и отбор основного материала, который должен составить логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие). Выбор основных проблем и формулировка их в виде проблемных ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3 – 4 проблемных ситуаций).Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации.Компоновка всего материала в целостную систему знаний. 1 уровень – проблемное изложение учебного материала учителем;2 уровень – учитель создает проблемные ситуации, а ученики вместе с ним включаются в их разрешение;3 уровень – учитель создает проблемную ситуацию, а ученики разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности;4 уровень – учитель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых ученики самостоятельно формулируют проблему и находят способы ее разрешения. Урок окружающего мира Методы активного обучения1) проблемный;2) диалоговый;3) игровой;4) исследовательский;5) модульный;6) опорных сигналов;7) критических ситуаций. «Я слышу – и забываю,Я вижу – и запоминаю,Я делаю – и понимаю».Конфуций Сценарий занятия –комплексный методический документ, представляющий собой схематическое описание содержания темы и процесса его развертывания в деятельности детей с указанием времени, методических способов и средств исполнения. Технологическая карта урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Актуализация знаний( 5 минут)( использование системы контроля и мониторинга знаний VS Vote)-Сегодня мы будем на уроке маленькими исследователями. Но для этого нам надо повторить ранее изученный материал. У вас на парте лежат пульты для опроса. Возьмите пульт и зарегистрируйтесь. Внимательно читайте вопрос и выбирайте ответ.Учащиеся берут пульты для опроса и регистрируются. Отвечают на вопросы теста.( приложение 1)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.Проблемный вопрос ( 1 минута)-Ответ на какой вопрос у вас вызвал затруднение?Комнатные растения это дикорастущие или культурные растения? Докажите. Дети высказывают своё мнение  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.Формулирование темы и целей урока( 1 минута)О каких растениях пойдёт сегодня речь на уроке. Сформулируйте тему урока.Дети высказывают своё мнениеКОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.  Проблемно-ситуационные методы метод активного диалога (дискуссии), модульный метод, анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм» Урок окружающего мира Результативность деятельности Формирование у младших школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний;Умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации;Умение на основе полученных знаний рождать новое знание.