Презентация по литературе на тему Е.Замятин Роман МЫ Анализ содержания (11 класс)
Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ» Роман - … Предчувствие?Предупреждение?Предвидение? «МЫ» - самая моя шуточная и самая серьёзная вещь» * Формируется новое государство Формируется новая литература Каковы основные приметы времени? Каковы черты нового государства и новой литературы? Россия 20-х годов * Черты нового государства: - усиление власти советского государства, регламентация всех сторон жизни; - строгий контроль государства, ограничение свободы, введение цензурного аппарата;- однопартийность власти; предпосылки к возникновению культа личности; «попутчики» и «враги народа»;- построение коммунизма - идеального общества, основанного на равенстве и братстве: новой утопии. Россия 20-х годов * Черты новой литературы: - усиление социального заказа государства;- ограничение свободы выбора;- литература должна быть доступна всем;- отражение в литературе фактов, событий, ориентированных на строительство коммунизма - регламентация тем произведений;- обязательное противопоставление: они – мы;- метод социалистического реализма: вместо реальности – новая сказка;- партийность литературы: давление политики на искусство; Россия 20-х годов «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается» (Е. Замятин) Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их реального осуществления?»(Философ Н.А. Бердяев) * Утопия Антиутопия идеальное социальное устройство нежелательное социальное устройство Утопия – это спор с антиутопией или её принципиальное отрицание? Идея всеобщего равенства оборачивается в антиутопии Е.Замятина устрашающим обезличиванием людей. Каков жанр произведения Е.Замятина? «По своим, замятинским законам творчества написан роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “дневниковые записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. (Л. Полякова)Сам автор чаще всего называл произведение “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”.Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны. * Язык романа Ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между людьми и государством подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:дикое состояние свободы,благодетельное иго разума,математически безошибочное счастье,наш долг – заставить их быть счастливыми,неомраченные безумием мысли лица,самая трудная и высокая любовь – это жестокость,вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,душа – тяжелое заболевание, … * Деформированный язык романа отражает деформациюестественных норм бытия. «МЫ» Каковы особенности композиции?Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их 40) от первого лица («Я» Д-503), но его «Я» полностью растворено в общем "Мы", и вначале «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя Единого Государства.Д-503 - одна из ключевых фигур гипотетического общества будущего. Это гениальный математик и главный инженер новейшего достижения технической мысли — космического корабля «ИНТЕГРАЛ». Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. * * Двухсотлетняя Война (война между городом и деревней)Зелёная Стена «Наши предки дорогой ценой покорили Голод (нефтяная пища). Правда выжило только 0,2 населения земного шара. Но…)Затем Единое Государство повело наступление против другого владыки мира – против Любви, и эта стихия была побеждена, т.е. организована, математизирована.«Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф быть не может» (Запись 5-я) Каковы исторические условия появленияЕдиного Государства? Какова структура общественного устройстваЕдиного Государства? глава Государстваполицейская система «сердце и пульс» Единого Государства (предписанный распорядок жизни) БлагодетельБюро ХранителейЧасовая Скрижаль * «И я – мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке… …Непреложно прямые улицы, стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг… Блаженно – синее небо, … неомрачённые безумием мыслей лица…»Стекло символизирует не только прозрачность и призрачность этого мира, но и его искусственность, хрупкость, непрочность. Как вы представляете город, огороженный Зелёной Стеной? * Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку. Образ Благодетеля «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага» * * Символы – реалии мира Е Г: Зелёная стенаПлощадь КубаБлагодетельИнтеграл Медицинское БюроДень ЕдиногласияПраздник ПравосудияГазовый КолоколВсе одинаковы, у всех только одно право – право на смерть в Газовом Колоколе * СлужениеРационализмСмирениеЕдиногласиеБезликостьВинтик в системе Повиновение государству * «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой»«Мы – счастливейшее среднее арифметическое»«Мы так одинаковы» «Мы победим» Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Единая Государственная наукаИзобретение нефтяной пищиСтроительство ИнтегралаАрхитектураГерметичность пространства (куб, квадрат, параллелограмм)Прямолинейность (изогнутые линии искривляют пространство) * Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: ИскусствоОседлана стихия поэзии, цель её – служение государствуМузыкальный Завод («Марш Единого Государства»)Государственная ГазетаИнститут Государственных Поэтов и Писателей (ежедневные оды Благодетелю, Математические нонны) * Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: ИскусствоИскусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансы о половой гигиене». Уцелел древний литературный памятник – «Расписание железных дорог» * Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Образование и воспитание «детоводство» : дети – государственная собственностьМатеринская нормаДетско-Воспитательный завод, где школьные предметы преподают роботыМедицинаМедицинское БюроВеликая операция * Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного”Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = болезньЗапись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель * 4 импульса (толчка к грехопадению) :Человеческое начало («лохматые руки», «капля горячей крови», музыка Скрябина, ощущение семьи (О-90 / R-13))Любовь – болезнь (I-330)Посещение Древнего Дома (раздвоенность, смятение, изменение)Обнаружение в себе души (неспособность донести, конфликт с собой: борьба логики с человеческой природой) * Как и почему Д-503 из фанатика ЕдиногоГосударства превращаеся в преступника?Что выводит Д-503 из состояния спячки? Д-503 обладает врожденной эмоциональностью, Часовая Скрижаль напоминает ему поэму, он слушает музыку Скрябина и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Решающей в истории государственного грехопадения Д-503 стала его любовь к I-330, переживание ошеломляющего потрясения от этой любви. * Герои. Есть ли среди обезличенных нумеров индивидуальности?С какими персонажами судьба связывает Д-503? Каковы их отличительные черты?Портрет формируютматематические фигуры:детали:кругквадратлохматая рукаромбтреугольникпухлая складочкаострые зубынегрские губы * Рационализм, искусственное начало Чувства, естественное начало «Я перестал быть слагаемым … я стал единицей» Сюжет. Какое событие в композиции романа является кульминацией?Что произошло на выборах в День Голосования?В какие события оказывается втянут главный герой?Что такое МЕФИ?В чём суть трагедии Д-503? * ? Я – МЫ – ОНИ ? Почему кризис государства, рассматриваемый как эпидемия души, получает форму стихийного бунта?Согласны ли вы что МЕФИ – идеал, противопоставленный Единому Государству?«Я уже давно перестал понимать: кто - они , и кто – мы. Я не понимаю, чего хочу…» «Это безумие, -говорю я, - Вы – и Единое Государство. Это всё равно, как заткнуть рукою дуло – и думать, что можно удержать выстрел. Это совершенное безумие!» * Тот миропорядок, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, контроле, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело. * Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Это «революционное вмешательство» государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. * Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чём значение финала романа? О-90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху крушения гуманизма - трагическое противостояние. * Позиция автора Эпидемия души заразна. Душа делает человека личностью, индивидуальностью.Картина будущего тоталитарного мира была бы беспросветно черна, если бы не попытки людей выйти за его пределы.Итог трагичен, но человек способен выстоять, не сломаться внутренне перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей. Автор верит в конечное торжество подлинно человеческих ценностей: любви, свободы, творчества. * * Тоталитаризм посягнул на свободу мысли… Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать.Дж. Оруэлл «Счастье без свободы – или свобода без счастья?» - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”. Роман «МЫ» – это… О чём заставляет задуматься Е.Замятин? Роман – предупреждение Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру. * Роман – предупреждение Обожествляемый глава государстваВсесилие правящего режимаЗверские орудия убийстваПредугаданность итогов выборовЭксперименты с психикой, разумомОбезличивание цифрамиПостроение Интеграла СталинДоносы, репрессии, комендантский часГазовые камеры гитлеровцевОднопартийность правления БрежневаГипноз, зомбирование Номера в концлагеряхКосмические корабли * Автор многое предвидел: Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. * * За кем, по-вашему, будущее? Счастливейшее среднее арифметическое Личность со всеми радостями и бедами Сочинение Напишите рассуждение по одной из тем с опорой на прочитанное произведение(по роману Е.Замятина «Мы»):Возможно ли счастье без свободы? О чём предупреждал автор романа-антиутопии «Мы»?Какое будущее ждёт наших потомков? *