ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Развивающие технологии в логопедической практике Составила: учитель-логопед Бабченкова Оксана АлексеевнаМДОУ «Детский сад №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»Г.Железногорск Образовательная технология - последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. ОТЛИЧИЕ понятий «методика» и «технология» понятия методика преподавания и технология преподавания дисциплины - часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов.в технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны.технология отличается своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…).приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально». Классификация коррекционно-развивающих образовательных технологий. Ряд авторов (В.М.Акименко, Н.М.Борозинец, Т.С.Шеховцова и др.), анализируя имеющиеся в логопедической практике методики, научные труды, статьи по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова и др.), классифицируют их по следующим направлениям: Технология логопедического обследования. этапы логопедического обследования;технология логопедического обследования детей раннего возраста;особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи;нейропсихологический подход к обследованию речи. Технологии развития артикуляционной моторики: логопедический ручной массаж;логопедический зондовый массаж;точечный массаж;искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ);артикуляционная гимнастика. Технологии развития мелкой моторики: кинезитерапия;гидрогимнастика;Су-Джок терапия;японская методика пальцевого массажа;игровые упражнения. Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи: Технология развития фонематического слуха.Технология коррекции звукопроизношения: - этапы коррекции звукопроизношения; - технология постановки разных групп звуков; - особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии; - особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи:технология формирования речевого дыхания при заикании;парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;технология коррекции дыхания при дизартрии;технология коррекции дыхания при ринолалии. Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи: Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи:при заикании;при ринолалии;при дизартрии.Технологии развития интонационной стороны речи: при заикании;при ринолалии;при дизартрии.Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи:при заикании;при ринолалии;при дизартрии. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева); синквейн; лимерики;инсценирование;метод ассоциативных связей или «Образ слов»;типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение); Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: методы дивергентного речевого развития;методы креативного речевого развития:креативное речевое моделирование, «мозговой штурм», «обратная мозговая атака»,«корабельный совет», аналогии синектика, оператор РВС, метод «маленьких человечков»,метод «хорошо-плохо», метод каталога, морфологический анализ, метод фантограмм, цепочка противоречий. Технологии развития связной речи: традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко)нейропедагогический подход (интеллект-карты);сказкотерапия. Технологии моделирования: использование наглядных моделей при постановке звуков;использование моделирования для развития связной речи. Здоровьесберегающие технологии в логопедии: фитотерапия;ароматерапия;музыкотерапия;хромотерапия;литотерапия;имаготерапия;аурикулотерапия;його-терапия. Компьютерные технологии в коррекции речи: компьютерная программа «Видимая речь III»;сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130»; логопедический тренажер «Дэльфа-142»; «Визуальный тренажер произношения»;использование мультимедийных средств коррекции и развития.