Презентация на тему: Устное — народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников623640 г. Талица, ул. Заводская, 2 , тел. 2-18-30Аналитический отчет Тема: «Устное - народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» О себе: Тутарова Елена Валерьевна,воспитатель МКДОУ № 2 «Солнышко» Образование: среднее -специальноеИрбитское педагогическое училище.Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста Стаж педагогической работы 19 лет, в МКДОУ «Солнышко» работаю 15 лет. В 2013 г. Поступила в РГППУ кафедра психологии и педагогики Конституция РФ от 2014 года;Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (вступил в силу с 01.09.2013 г.)СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.Устав МКДОУ № 2 «Солнышко»;Конвенция о правах ребенка 1990 год;Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года №1155;Закон Свердловской области «Об образовании» от 15 июля 2013 года №78-03;Образовательная программа «От рождения до школы» 2014. Нормативно-правовое обеспечение деятельности Повышение квалификации * «Культура пользования современными информационными технологиями»; * «Актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования» (с учётом ФГОС ДО) * Семинар по аттестации (программа КАИС ИРО 06.02.2015 год.)* «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках празднования 70 лет Великой Победы» * «Актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования» (с учётом ФГОС ДО В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Актуальность Противоречия и пути их решения В процессе работы над темой выявила противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.Выделенное противоречие указывает на проблему недостаточного использования различных форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста. Оптимальными и эффективными средствами считаю следующие мероприятия:цикл тематических занятий по различным видам деятельности,проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций;специальные игровые задания;психогимнастика;досуги;консультативная работа с воспитателями и родителями;свободно - самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Устное - народное творчество, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. В межаттестационный период работала по теме: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста». Цель: воспитание ребенка активно говорящего, хорошо ознакомленного с произведениями устного - народного творчества, эмоционального, инициативного раскрепощенного. Для достижения поставленной цели по развитию речевой активности дошкольников, были намечены следующие задачи:1. Изучить литературу, разработать проект по УНТ, а так же методические рекомендации для родителей.2. Познакомить детей с понятием и содержанием «Детский фольклор», дать представление об укладе жизни и быта русского народа 3. Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории 4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность. Мониторинг результатов развития речевой активности детей дошкольного возраста группы «Сударушка» проводился с сентября 2010 года по май 2015 года.Результаты диагностики (сентябрь 2010 года) : дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются предложениями из трех слов, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей. В старшей группе (2013-2014 уч. год ) была проведена диагностика детей по Ушаковой О.С. Диагностика дала следующие результаты. Высокий уровень развития имели 3 человека –13,5%, средний уровень имеют 15 человек - 73 %, низкий уровень – 3 человека – 13,5%. чистоговоркискороговоркипотешкибеседызагадкидрамматизации сказокигровые ситуации Задачи После проведенной работы в конце учебного года диагностика показала такие данные: высокий уровень имели 4 человека -13,5%, средний 17 детей-86,5%, низкий уровень 0%. Методы Словесные Практические Наглядные Начало года Конец года высокий средний низкий высокий средний низкий 19% 72% 9% 47% 53% 0% Создание специальных условий для развития речи детей имело свою эффективность, о чём показывают результаты диагностики в подготовительной группе. -презентации-папки-передвижки-родительские собрания-семинары и консультации-анкетирование -круглые столы-конкурсы и проекты-деловые игры-семейные клубы-вечера вопросов и ответов Принимала активное участие с детьми в районных соревнованиях и конкурсах: «ЭКО - колобок», «Лыжня России», «Кросс наций», «Мисс - малышка 2015», «Моя Родина-Россия», «180 лет неопалимая Купина», «25 лет МЧС», акция «Бессмертный полк» и др., - где занимали призовые места и награждались грамотами и благодарностями. Так же участвовала в культурно - спортивном фестивале «Деловая женщина», в районном фестивале - конкурсе художественного самодеятельного творчества, посвященного «70-летию Победы в ВОВ) (лауреат 3 степени в номинации видео - презентация), участвовала в выставке ДПИ «Звездные россыпи», посвященной 283 – й годовщине города Талицы. Участие в мероприятиях Учительская конференция «Лыжня России» «День защитников отечества» «Бессмертный полк» «Моя Родина-Россия» Встреча с Ивановым И.М «Поклонимся великим тем годам» Принимаю участие в работе педагогических интернет сообществ, для общения с коллегами и родителями создала группу «Сударушка»: http://www.ok.ru/gruppasuda, Проведена консультация для коллег «Приобщение дошкольников к русской народной культуре», мастер-класс «Путешествие в прошлое России». Создала свой сайт «Мультиурок»:http://multiurok.ru/gyselki/ Выкладываю свои разработки, делюсь опытом со своими коллегами Мои успехи Участие в жизни коллектива «Новый год» «1 сентября» «Деловая женщина» «Учительская конференция» «Деловая женщина» «Родительское собрание» «Кросс наций» «9 мая» Поездка в Москву Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. В дальнейшей своей работе я планирую новые формы работы по УНТ, а одно из направлений при работе с детьми старшего дошкольного возраста взять за основу нравственно-патриотическое воспитание Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен лучами устного народного творчества.