Презентация к уроку литературы Правда Сони Мармеладовой


«Правда» Сони Мармеладовой «Обрести Христа – значит обрести собственную душу.»Ф.М. Достоевский Соня Мармеладова 18-летняя девушка, всё образование которой — несколько книг романтического содержания.С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе.Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский.Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту.Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию ЦИФРЫ У ДОСТОЕВСКОГО СОНЯ ОТДАЕТ КАТЕРИНЕ ИВАНОВНЕ 30 ЦЕЛКОВЫХ, ОТЦУ НА ПОХМЕЛЬЕ – ПОСЛЕДНИЕ 30 КОПЕЕК. А какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского? Два портрета Сони В первом описании ее мы видим лишь молоденькую девочку, род занятий которой вполне определенен.«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. ...Наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью»: шелковое цветное платье «с длиннейшим и смешным хвостом», светлые ботинки, зонтик, смешная соломенная шляпка «с ярким огненного цвета пером». Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову:«У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». Комната Сони Сарай«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели». Капернаумов «Закадровый» персонаж романа, портной, квартирный хозяин Софьи Семеновны Мармеладовой.Фамилия Капернаумов имеет в романе символическое значение и как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума.С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения», кабаки: видимо, в неосуществленном замысле романа «Пьяненькие», который частично вошел в «Преступление и наказание», Капернаумов и его «косноязычное» семейство должны были играть более существенную роль, и недаром дочь пьяницы, завсегдатая «капернаумов» Мармеладова, живет в доме Капернаумова. Раскольников и Соня 1 приход к СонеИдёт к Соне как к преступнице (загубила жизнь), вызывает любопытствоСоня по-другому видит мир, людей. Раскольникова мучит, «почему не сошла с ума»? Она же не сильная личность, как НаполеонВ Соне – сила. Соня и Дуня погибнут, но не переступят * ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СОНИ РАСКОЛЬНИКОВЫМ Мотивировка первого посещения Сони Мармеладовой Раскольниковым: «Пойдем вместе… - ты тоже преступила… смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою». Воскрешение Лазаря. Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение? Должна же и она взбунтоваться»!Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая. Фрагмент радиоспектакля «Преступление и наказание», 2005. (08:22)Родион Раскольников – Сергей Чонишвили,Соня Мармеладова – Чулпан Хаматова,От автора читает Леонид Кулагин. Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или ее дорога, или его».В чем же «правда» Сони, по каким принципам она живет? Во имя чего преступила героиня? В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение.В системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников.Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нес слишком личное, сокровенное.Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Две правды в романе Соня Раскольников Кроткая, добрая. Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица. Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие. У нее есть смысл жизни: любовь, вера Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие. Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть всё в жизни. Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт. Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? Раскольников Протестует, не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня Смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на позор. Это один из путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира. Раскольников и Соня 2 приход к СонеИдёт как к человеку«…От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»Раскольников и Соня по-разному оценивают людей РаскольниковЧеловек тот, кто принадлежит к разряду высших («может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь») СоняЧеловек – воплощение любви и милосердия («Ну как же, как же без человека-то прожить»; «Человек-то вошь!») * Вторая встреча с Соней. Признание. Сюжетная линия Соня – Раскольников носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание героев помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Не случайно Ф.М. Достоевский подчеркивает «беспокойный и до муки заботливый взгляд», которым Соня смотрит на Родиона. Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийстве, является этапной для изменения ею собственного отношения к своему деянию. Он одновременно видит детское испуганное лицо Лизаветы — невинной жертвы — и полное ужаса лицо Сони. Именно в разговоре с Соней после признания Раскольников начинает осознавать всю глубину своего нравственного падения.Соня же ведет себя в этой сцене самоотверженно: она обнимает его, пытаясь погасить его зло и отчаяние, смягчить любовью. Фрагмент радиоспектакля «Преступление и наказание», 2005. (04:44) Признание Раскольникова 3 приход к СонеИдёт к Соне, чтобы посмотреть на человекасамоубийство Свидригайлова приводит в ужас«Он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…» (Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову) * Главные черты Сони Мармеладовой СамопожертвованиеЧтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь — самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?». Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть. СмирениеДевушка не возмущается и не протестует — она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога. ВсепрощениеИменно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решениянравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе божественное начало. Эпилог Душа героя исцеляется не сразу. Даже учинив явку с повинной, оказавшись на каторге, Раскольников не раскаивается в своем преступлении. Ему кажется, что все дело в том, что он не оказался «великим человеком».Лишь на каторге, после перенесенной тяжелой болезни, в окружении сибирской природы, Раскольников вместе с Соней ощущают «зарю обновленного будущего».«Их воскресила любовь, - пишет Достоевский. - Вместо диалектики наступила жизнь». В конце эпилога мы узнаем, что «под подушкой» Раскольникова «лежало Евангелие». Тем самым Достоевский дает понять читателю, что герой преодолел свою теорию и вступает на путь покаяния и духовного возрождения.