Организация самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку


ГБПОУ КК ВЗСТ Организация самостоятельной работы обучающихся по иностранному языкуп. Венцы2016 г. В соответствии с политикой государства в области образования и в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, цели образования направлены на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями, которые ориентированы на деятельностный компонент, что позволяет повысить мотивацию, а так же реализовать способности, возможности, потребности и интерес студентов. Миссия современного образования: Направлена на: Гармоничное и подлинное развитие личности Направлена на:Формирование российской идентичности в рамках развития общества и укрепление российской гражданственности Основные направления реформирования образования Гуманнизация (изучение междисциплинарных тем, глобальных проблем человечества);Культуроведческая социологизация (формирование социокультурной компетенции, сопоставление цивилизаций и культур);Экологизация (осознание проблем взаимодействия человека и природы);Междисциплинарная взаимосвязь (синтез науки, искусства и национальной культуры). В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”. Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем, то есть дома или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы. Самостоятельная работа является важным звеном в обучении иностранному языку, так как недостаточное количество часов, отводимых на классные занятия, требует значительного объема самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа Внешние признаки Внутренние признаки знание Источник знания Приемы учебной работы Прошлые знания, опыт Мотивы деятельности Мыслительная деятельность Новый для ученика результат Основные походы к проблеме определения самостоятельные работы обучающихсяСамостоятельная работа, как и другая деятельность, может включить в себя элементы, которые даны на схеме. Психологические особенности организации самостоятельной работыПедагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Видный психолог, который занимается психологическими процессами в обучении иностранному языку, В.А. Артемов объединяет все пути в два направления обучения: Усовершенствование методики обучения (осуществляющиеся путем использования современных методов обучения, контроля и ТСО Усовершенствование обучаемого, его психических возможностей, нахождение в нем таких свойств и особенностей, использование которых увеличивают эффективность обучения. Эти свойства можно прививать, развивать, совершенствовать, а особенности – исскуственно создавать. Выполнение работы над ошибками (если они имеются в работе) Учитель организует работу над ошибками Коррекция ошибок Выполнение контрольной работы, тестов Учитель проводит контрольную работу или тест Контроль Консультант Индивидуальное выполнение заданий с самоконтролем (проверка по ключам) Учитель организует индивидуальные и групповые работы учащихся Самоконтроль применение Самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями Учитель руководит самостоятельной работой учащихся Итоговое повторение Организатор учебной деятельности учащихся Самостоятельное выполнение заданий без образца Учитель организует самостоятельно работу учащихся, обучает их способами добывания знаний с помощью различных источников Текущее повторение Усвоение Самостоятельное выполнение заданий без образца под руководством учителя Учитель систематизирует знания учащихся по теме; при необходимости повторно объясняет материал Обобщение Самостоятельное выполнение учащимися заданий, предлагаемых учителем Учитель конкретизирует содержание заданий, организуя работу учащихся с определенными понятиями Осмысление Переводчик абстрактных истин на язык внутреннего опыта учащегося Выполнение задания по образцу сначала учителем, а затем учениками (при необходимости с помощью учителя) Учитель рассматривает ключевые вопросы темы, предлагая учащимся проблемные вопросы для самостоятельного решения Осознание Понимание Позиция учителя Последовательность выполнения Основные характеристики урока Действия этапы Специфика уроковСпецифика уроков с использованием элементов самостоятельной работы имеет свою особенность. По теории поэтапного формирования умственных действии, которую предложил П.Я. Гальперин, учитель получает возможность реализовать эту теорию. Организационные виды самостоятельной работы фронтальная групповая парная индивидуальная Недифференцированная (обычная) Диффериннцированная (индивидуализированная) Виды самостоятельной работыОрганизационные виды самостоятельной работы можно представить следующим образом: Источник знаний Ученик, книга для домашнего чтения Справочная литература Рабочая тетрадь Дидактические материалы Вид самостоятельной работы зависит от источника знаний. (описание картинок, составление диалогов, рассказов, высказывания собственного мнения) (помогают активно использовать словесный запас, речевые образцы) творческие тренировочные Рабочие тетради входят в состав УМК, и являются средством управления самостоятельной работы учащихся. В настоящее время широкое распространение получила самостоятельная работа с функционально-смысловыми таблицами по Пассову. Эти таблицы и система работы с ними созданы для самостоятельного коммуникативного овладения лексических единиц.«Коммуникативная стратегия, считает Е.И. Пассов, - прежде всего, отличается тем, что в ней нет места для собственно семантизации некой предварительной стадии»Работа с таблицами выстраивается следующим образом: Предъявление текста (чтение, кинофрагмент) - не более 5 минутСоставление таблицы (ФСТ) учителем (новые слова даны с переводом)Предъявление таблицыОзвучивание вопроса, который есть в ФСТ (уделить внимание новым словам) Ученики отвечают на вопрос про себяОзвучивание ответов, с углублением новых словПроблемный вопрос преподавателя МОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ К 1 УТРО К 2 СЕРЕДИНА ДНЯ К 3 ВЕЧЕР Чтение книгТелевизорПрогулка Ужинсон Жареный картофель рыба салат Молоко, чай сок Логико-смысловые модели Заключение Подводя итоги, хочется отметить, что разные виды, методы самостоятельной учебной деятельности не существуют отдельно друг от друга, а составляют единое целое, любое задание влияет на формирование их собственных представлений о наиболее рациональных путях овладения материалом. В ходе обучения обучающиеся должны сознательно усвоить знания, овладеть умениями, навыками и методами самостоятельного приобретения знаний и в конечном результате применить их на практике. При обучении иностранным языкам на первый план выдвигается задача формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на иностранном языке, это и есть конечная цель общения, к которой и обучающимся и преподавателям необходимо стремиться.