Презентация к уроку по литературе на тему М.Ю.Лермонтов Три пальмы


М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема поверженной красотыУрок литературы в 6 классе. «Три пальмы» Михаил Лермонтов(Восточное сказание)В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной,Хранимый, под сенью зеленых листов,От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли;Но странник усталый из чуждой землиПылающей грудью ко влаге студенойЕще не склонялся под кущей зеленой,И стали уж сохнуть от знойных лучейРоскошные листья и звучный ручей.И стали три пальмы на бога роптать:«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?Без пользы в пустыне росли и цвели мы,Колеблемы вихрем и зноем палимы,Ничей благосклонный не радуя взор?..Не прав твой, о небо, святой приговор!» И только замолкли — в дали голубойСтолбом уж крутился песок золотой,Звонком раздавались нестройные звуки,Пестрели коврами покрытые вьюки,И шел, колыхаясь, как в море челнок,Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбовУзорные полы походных шатров;Их смуглые ручки порой подымали,И черные очи оттуда сверкали…И, стан худощавый к луке наклоня,Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой,И прыгал, как барс, пораженный стрелой;И белой одежды красивые складкиПо плечам фариса вились в беспорядке;И с криком и свистом несясь по песку,Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван:В тени их веселый раскинулся стан.Кувшины звуча налилися водою,И, гордо кивая махровой главою,Приветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал,По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сорвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медленно жгли до утра их огнем. Когда же на запад умчался туман,Урочный свой путь совершал караван;И следом печальный на почве бесплоднойВиднелся лишь пепел седой и холодный;И солнце остатки сухие дожгло,А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом —Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно пророка о тени он просит —Его лишь песок раскаленный заноситДа коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним. Словарная работа:Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустынеОазис - место в пустыне, где есть растительность и вода Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврамиРоптать- упрекатьФарис - породистый конь, скакунВьюк – ноша, поклажа, уложенная на верблюдаУрочный путь – определенный, условленный путьПророк – истолкователь воли Бога



Беседа с учащимися по вопросам. 1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.) 3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).



Композиция стихотворения:Жизнь гордых пальм в пустыне.Обращение пальм к Богу.Появление каравана.Пальмы приветствуют гостей.Гибель пальм.«Все дико и пусто кругом…»


Анализ стихотворенияО чём мечтали пальмы до прихода каравана? Прочитайте, почему пальмы стали роптать на Бога ? Почему они недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? олицетворение
ОлицетворенияПриветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро поит их студёный ручей…Когда же на запад умчался туман…Не шепчутся листья с гремучим ключом…Сумрак на землю упал…


ЭпитетыГордые пальмыМахровые главыПепел седой и холодныйПесчаные степиБесплодные почвыЧуждая земляНежданные гостиВороной конь



СравненияИ прыгал, как барс, поражённый стрелой…И шёл, колыхаясь, как в море челнок…