Урок литературы в 6 классе Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Листок


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» Поэтические образы-символы Задачи урока: познакомиться с историей создания стихотворения Лермонтова «Листок»;проанализировать его;создать литературную справку Антуан Венсан Арно 1766-1834Известный французский поэтСекретарь Французской АкадемииАвтор нескольких пьес и басенЛично был знаком с НаполеономСтихотворение «Листок» написал в 1815 году в год смерти Наполеона Виды письменного перевода: пословныйподстрочныйхудожественный «Участь этого маленького стихотворения замечательна»А.С.Пушкин В.А.Жуковский Д.В.Давыдов Михаил Юрьевич Лермонтов«Листок» 1841 Образы стихотворения ЛистокЗасох, жестокою бурей гонимый, увял, странникОдин, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец. Вырос в отчизне суровой Образы стихотворения ЧинараМолодая, ветви зеленые, изумрудные листья, высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами Тема и идея стихотворения Тема - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Идея - в стихотворении отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания. Композиция стихотворения Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними. Изобразительно-выразительные средства (фонетический уровень) ассонанс (повтор гласных «о» и «а») делает стихотворение удивительно мелодичным; аллитерация ("У Чёрного моря чинара стоит молодая"создаёт тревожное настроение) Изобразительно-выразительные средства (лексический уровень) эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафоры (сынам свежим - листьям, засох я без тени, увял я без сна - лист), («докатился до Черного моря», «приюта молит», «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская») придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка. Изобразительно-выразительные средства (синтаксический уровень) диалог риторические вопросы, которые задаёт чинара «На что мне тебя?», инверсия «Чинара стоит молодая» и т.д. передают характер героев стихотворения. Стихотворный размер Дубовый листок оторвался от ветки родимой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 - ̸̸ - - ̸̸ - - ̸̸ - - ̸̸ - - ̸̸ - Пятистопный амфибрахий Способ рифмовки и вид строфы Дубовый листок оторвался от ветки родимойИ в степь укатился, жестокою бурей гонимый;Засох и увял он от холода, зноя и горяИ вот, наконец, докатился до Черного моря.Рифма женскаяРифмовка парнаяСтрофа – четверостишие (катрен) Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал(а) ___________Мне было интересно __________ Домашнее задание: 1) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Листок»2) Напишите в тетради ответ на вопрос: «Что последовало дальше? Что мог ответить листок чинаре?»