Презентация «Мотивация деятельности студентов»


Проблемно-методический семинар «Активизация работы по мотивации деятельности студентов» МОТИВАЦИЯ МОТИВАЦИЯ Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов: Термином мотивация обозначаются две группы явлений: МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ТВОРЧЕСТВО ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ СТУДЕНТОВ Ведущие мотивы Сила настойчивости Уровень потребности в достижении -трудоустройство-развитие собственного интеллекта высокая -высокий(63%)-средний (37%) РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ: АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ(НА ПРИМЕРЕ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ) Компоненты мотивации учебно-познавательной деятельности Психолого-педагогический аспект Ценностно-мотивационный и когнитивный Умение написать реферат, умение выполнить УИРС в виде курсовой работы Деятельностный Процесс написания реферата, выполнение УИРС в виде курсовой работы Закрепление позитивных мотивов в психологический процесс Потребность в качественно выполненном реферате, УИРС в виду курсовой работы СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: –Физические условия труда (оптимальный для занятий уровень шума, температуры, содержания в воздухе кислорода, освещенности рабочего места).–Гигиенические условия труда (поддержание всех помещений в чистоте и порядке).–Дизайн, эстетика (использование эргономических данных, современных, модных тенденций при оформлении учебных помещений).–Столовая.–Материально-техническая база обеспеченности учебного процесса ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: –Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни института (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых).–Социальное принятие:–Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны.–Хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат. ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: Возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии с интересными людьми профессии).–Создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии–Рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству ОУ и т.д.).–Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.). ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: –Информированность о делах, планах, перспективах образовательного учреждения (газета, информационный бюллетень, периодические научные издания образовательного учреждения; возможности участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.).–Заинтересованность в личностном развитии каждого студента образовательного учреждения (планирование и организация администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).–Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности участия студентов в принятии решений и т.д.). ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: –Методически верно организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей).–Самостоятельная учебная деятельность студентов, (написание рефератов, курсовых, творческих работ).–Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент). Л.М. Фридман выделяет два основных путиформирования у учащихся нужной мотивации Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что преподаватель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию обучаемых тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности. Л.М. Фридман выделяет два основных путиформирования у учащихся нужной мотивации Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: в) рассказом преподавателя о том, как решалась проблема в истории науки. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: 2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает студентам тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым студентам перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: 3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Операционально-познавательный этап Операционально-познавательный этап