Формирование дружеских отношений в школьном классе
Что такое дружба? Выполнил: Горшков Александр,МБОУ СОШ №27, 4»а» классРуководитель: Янис Татьяна Борисовна Целью данной работы стало исследование формирования дружеских отношений среди младших школьников. Задачи исследования:1.Ознакомиться с литературой по теме;2.Подобрать методику исследования;3.Провести опрос одноклассников;4.Обработать полученные данные;5. Узнать, как дружба влияет на развитие личности моих одноклассников.6. Узнать, как мои одноклассники относятся к дружбе.7. Используя информацию о дружеских отношениях ребят класса, провести классный час с целью сплочения коллектива. Гипотеза: дружба современных школьников достаточно крепкая и не сводится к отношениям «ты мне – я тебе». Введение.На уроке литературы мы столкнулись с понятием «дружба» в произведении Лидии Чарской: «Записки маленькой гимназистки». Главная героиня –Лена Иконина, которой пришлось приобретать новых друзей, в связи с переездом в другой город. И мне стало интересно, а умеем ли мы дружить и как можно назвать взаимоотношения наших одноклассников. Понятие дружбы и её значения.Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Настоящая дружба явление достаточно редкое. Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Сильным! Умным! Добрым!Слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. Знакомые - это люди, с которыми мы здороваемся в школе, в подъезде, во дворе, они здороваются с нами, знают, как нас зовут. По ошибке мы можем принять их за друзей.Я не утверждаю, что знакомые не становятся друзьями. Напротив, часто так и бывает. Но перед тем как открывать свои тайны, убедись, что вы уже не просто знакомые, а почти друзья. Лучший друг - это понятие, которое в разном возрасте трактуют по-разному. Просто, когда мы были маленьким, мы считали, что дружба – это то, что можно подарить или обменять на разные нужные вещи. Немного повзрослев, мы, наконец, осознаем, что настоящего друга не приобретёшь так просто, что лучший друг – огромная ценность и большая редкость. Потерять друга, к сожалению, слишком просто. Поэтому лучший совет: не пренебрегай другом, не требуй от него великих жертв, будь благодарен за то, что он есть. Друзья-лидеры - это те самые ребята, которые всех «строят» - и в детском саду, и в школе. От них просто некуда деться. Как вы уже поняли – они вами руководят. Если хочешь стать их лучшим другом, принимай ценные указания с восторгом и благодарностью. Если вам хочется подчиняться, друзья-боссы – то, что вам нужно. Если вы хотите избавиться от начальника, то попробуйте показать, что вы в состоянии сами выполнять простейшие операции. Друзья по интересам. Нередко приятелей объединяет какое-нибудь увлечение – музыка, ролики, футбол. Такая дружба держится исключительно на общих интересах. Ничего плохого в общих увлечениях и интересах нет. Чтобы обрести таких друзей можно просто пойти в какую-нибудь секцию. Друзья на каникулы. Как правило, вместе вы ненадолго и, скорее всего, никогда больше не встретитесь. Таких друзей можно встретить в летнем лагере, на курорте, везде, куда можно податься на каникулы или в отпуск. Ревнивцы и ревнивицы. Если что и может загубить хорошую дружбу, так это ревность. Мы переживаем, когда друзья уделяют ещё кому-то внимание, потому что не хотим делить их ни с кем. Знай, что именно те достоинства твоих друзей, которые привлекают тебя, привлекают и других (откровенность друга, его великодушие). Общие друзья. Среди множества твоих друзей и приятелей они, наверное, самые несчастные. Проблема в том, что, если кроме них с тобой дружит кто-то ещё, они чудовищно ревнуют. Таких друзей можно встретить почти везде: в школе, во дворе… Они могут быть действительно неплохими друзьями твоих друзей. Когда кто-то пытается тебя оттолкнуть от твоего друга, ты знаешь, что делать. Оставайся самим собой, докажи, что ты не изменился, что был и остаёшься другом им обоим. Добрые друзья. Они действительно добрые, действительно друзья, они там, где бы ты хотел, чтобы они были. Не вздумай от них избавиться. Если у тебя есть такие друзья, считай, что тебе повезло. Безумные друзья. Может показаться, что с ними очень весело. Они в центре внимания любой компании. Им не сидится на месте. Состояние покоя их раздражает. Они готовы рисковать своей жизнью, лишь бы развеселить ребят.Общаясь с ними, лучше не обращать на них внимания. Риск для них лишён всякого смысла, если нет зрителей. Тихие друзья. Если ты доверил им свои секреты, поверь, они сохранят всё в глубокой тайне. Они такие тихие, почти незаметные. Умение хранить тайну не зависит от того, тихоня твой друг или нет. Ты рассказываешь ему свои секреты потому, что доверяешь. Вполне может оказаться так, что тихоня уже сообщил о тебе всё, что ему известно, всем, кому интересно. Потихоньку!Как ты думаешь, что будет, если он обидится? Верно! В отместку он может купить за твои тайны дружбу твоего недруга. Или попросту устроить сезонную распродажу твоих секретов. Богатые друзья. Они в Макдональдсе, они у кассы кинотеатра – покупают сладости и билеты пачками. В верности богатого друга ты уверен, потому что знаешь, что она не покупная. В твоей верности богатый друг уверен потому, что её он купил. Что ж, вас обоих это устраивает. Как правило, богатые приятели сами избавляются от друзей. И ты, к сожалению, ничего не сможешь изменить. В этом случае нужно сказать: «Было здорово. Жаль, что всё кончилось» и отправиться на поиски нового богатого друга. Враги. Эта категория полная противоположность друзьям. Жизнь не проста: случается, что друзья становятся врагами и наоборот. Именно обида делает врагами бывших друзей. Иногда достаточно сущего пустяка, чтобы добрый друг превратился в злейшего врага. Они могут просто тебя не замечать, отпускать вслед противные замечания, сочинять про тебя гадкие сплетни и так далее. Практическая часть.Я провел опрос: Бланк опроса №1.1. Кто вам больше всего нравится в классе? По принципу:- хорошей учебы (авторитет);- совместной деятельности;- отношения «ты мне – я тебе».2. К кому бы вы хотели пойти на день рождения?3. Кого бы вы хотели пригласить на свой день рождения?4. Кого вы больше всего уважаете в классе?5. Кто вам не очень нравится в классе? Практическая часть. Бланк опроса №2.1. Кто такой друг?2. Каким должен быть друг? (качества друга)3. Какого друга вы бы хотели иметь? (черты характера) В таблице показаны результаты опроса по бланку №1. Я выяснил что в моём классе есть, и лидеры, и даже изгой!Лидер- самое большое число выборов.Предпочитаемый- это половина от лидера.Оттесненные- это единичный выбор.Отверженные- это отрицательные выборы.Изгой- это тот, которого никто не выбрал. Оказалось что из 22 учеников моего класса: Лидеры 2 Предпочитаемые 5 Оттесненные 9 Отверженные 5 Изгой 1
Оказалось что из 22 учеников моего класса ответили следующим образом: На вопрос кто больше всего нравится в классе по принципу:- хорошей учебы – 4 совместной деятельности – 8отношения «ты мне – я тебе» - 10
Оказалось что в классе:друзей на каникулы-4 друзей-лидеров-2 В классе не имеют друзей-11Ревнивцев и ревнивец-5 Богатые друзья 0 Друзья на каникулы 4 Друзья - лидеры. 2 Враги 0 Не имеют друзей в классе 11 Ревнивцы, ревнивицы 5 После проведения классного часа я получил следующие результаты: По мнению одноклассников: друг – это человек, который всегда поможет тебе, не бросит в трудную ситуацию, не выдаст, ему можно доверять, с ним можно веселиться, и играть, он заступится и поддержит тебя.Качества, которыми наделяют друга – это доброта, отзывчивость, самостоятельность, честность, ответственность, верность, надежность, все хотят иметь друг умного, сильного, веселого, отзывчивого человека. По бланку №2 Полученные результаты: Друг верный добрый справедливый решительный чуткий умный душевный внимательный доверчивый надёжный смелый честный Выводы: Как выбирать себе друзей? Большинство мальчиков и девочек легко выбирают себе друзей. Ведь дети дружелюбны и общительны, и с первой встречи им нравятся новые знакомые.Друзьями становятся одноклассники и дети, живущие по соседству. Такая система выбора друзей естественная и надёжная. Но иногда и дружба может принести вред - когда дружишь с человеком, который плохо на тебя влияет. Сам того, не замечая, любой ребёнок перенимает привычки того, с кем дружит, а если это дурные привычки? Выводы: В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: В классе определилось 4 круга общения:«Лидер», «Предпочитаемый», «Оттесненный», «Непринятый»; Добрые отношения в классе формируются в основном по принципам: хорошей учебы (авторитет); совместной деятельности;« ты мне - я тебе; гипотеза не подтвердилась. Список использованной литературы:1.Кравцова М. «Детская площадка правил хорошего тона», Няня - 2003 год, № 7-8, стр.44-462. Немов Р.С. Психология, 1-3 том3. Оклендер Вайолет «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психологии)4. Ротенберг Р., Расти здоровым Детская энциклопедия здоровья «Как выбрать себе друзей»5. Саватеева М. «Что такое хорошо и что такое плохо», Наш малыш, 2002 год. №11, стр.44-456. Шереметьева Г. «Как вырастить детей счастливыми»7. «Я познаю мир». Детская энциклопедия «Уроки общения»8. «Я познаю мир». Детская энциклопедия «Психология».