Выступление на семинаре «Использование методических приёмов на уроке по подготовке к итоговому сочинению по литературе» учителя русского языка и литературы Мантровой Т.Н.
Выступление на семинаре «Использование методических приёмов на уроке по подготовке к итоговому сочинению по литературе» учителя русского языка и литературы Мантровой Т.Н.«Победа и поражение»«Разум и чувства»«Дружба и вражда» Проведение бинарных уроков (литература-обществознание-история-русский язык) Направление «Победа и поражение» «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника».То есть победа одного предполагает полноепоражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение–победой Методические приемы работа в группах историки (использование исторических фактов и толкование общечеловеческих понятий) литературоведы (анализ текстов произведений в свете проблемы «победа и поражение» )роль изобразительно-выразительных средств языка (составление кластера )использование музыки, кадров из кинофильмов «Война и мир», «Это мы, Господи» Работа в группах Анализ текста «Бородинское сражение»(составление кластера) Однородные члены предложения Гипербола Инверсия Лексический повтор Сложные предложения с разными видами связи Антитеза Эпитеты Синтаксический параллелизм Риторический вопрос Анализ текста «Аустерлицкое сражение»(составление кластера) Сравнения Оксюморон Парцелляция Метафора Однородные члены предложения Сложные предложения с разными видами связи Лексический повтор Цитирование Анафора Направление «Разум и чувства» «Стихия чувств и холод разума...» Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие холодный, другому – горячий. Один следует чёткой логике, другой диктует нам поступки, неподвластные той самой логике. И всё-таки они даны человеку изначально в гармоническом сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость. Приём «Слово-магнит» •Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»?•Запишите ассоциативный ряд.СТИХИЯ: огонь, ветер, буря, бедствие, непредсказуемость, безрассудствоХОЛОД: прохлада, зима, лёд, стужа, охлаждение, равнодушие Вопросы учителя:•Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?•Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?•Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?•Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму?•Сформулируйте мысль, которую будете доказывать, и запишите её в таблицу Работа в тетрадях и на доске Произведение Тезис И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств». А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств. Карамзин «Бедная Лиза» Чувства, а не рассудок, преобладают в отношениях Лизы и Эраста- в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?» Прием «Брошенный камень» •Запишите по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье. СЧАСТЬЕ (ассоциации детей)ЛюбовьРадостьМирСемьяСмехУспехСвободаЛёгкостьЗдоровье Запишите по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при мысли о любви. ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)Любимая (любимый)ВзаимностьНежностьЗаботаИскренностьСамопожертвованиеСчастье В рассказах И.А.Бунина ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина)Потрясение на всю жизньОбидаКратковременная вспышкаВоспоминанияВеликое счастье и трагедияСтрастьПо мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий гость на земле». По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий гость на земле» Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума? Работа в тетрадях Произведение Тезис И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» В мире, где всё подчинено разуму, где правит бездуховность, где мир алчен и жесток, счастья быть не может: чувства уходят на второй план. Главное для «людей разума» – все просчитать, всё взвесить, чтобы стать еще богаче, еще знаменитее... Для счастья места нет в мире расчета и рационализма... Н.М.Карамзин «Бедная Лиза Карамзин нам показал, что Лиза полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнение, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Всё это – проявление безграничной любви Мастер-класс по теме «Подготовка к написанию сочинения по направлению «Дружба и вражда» Критерии итогового сочинения