Подвижные игры как средство повышения эффективности обучения технике игры волейбол
Из опыта работы: «Подвижные игры как средство повышения эффективности обучения технике игры волейбол» Учитель физической культуры СОШ № 17 Орловская Н.В. Актуальность: Деятельность волейболистов основана на разнообразной двигательной активности (бег, прыжки, элементы акробатики, удары) и требует от человека разностороннего развития двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости . Особенностью подготовки в волейболе является длительность освоения технического арсенала, которая вызвана высокой сложностью технических элементов игры. Такая ориентация должна была бы обязать учителей и тренеров делать ставку на раннюю специализацию, чтобы растянуть обучение во времени. Однако последняя в волейболе невозможна, так как младшие школьники не подготовлены физически к выполнению технических элементов игры, таких условиях наиболее правильной стратегией может быть формирование специальных способностей школьников к волейболу не упражнениями этого вида спорта, а доступными для этого возраста средствами. Это могут быть подвижные игры, игровые упражнения, содержание которых позволяет оказывать целенаправленные воздействия на развитие специальных, прежде всего координационных, способностей: ориентирование в пространстве, быстрота и точность реакции и перестроения двигательных действий, способность точно дифференцировать пространственные, силовые и временные параметры движений, чувство ритма). В учебно-тренировочной работе по волейболу подвижные игры и эстафеты применяются как для закрепления приемов игры в защите и нападении, так и для обучения техническим действиям. О технике игры Техника Приемы Подачи Передачи содержание Отбивание Нападающийудар Блокирование В падении Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В спортивных играх продолжается закрепление и совершенствование естественных навыков в беге, прыжках, метаниях; воспитываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность; оказывается содействие нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению их здоровья. Игры для учащихся 5 класса: с элементами бега: "Бег за флажками", "Круговая эстафета", "Перебежка с выручкой";с метанием, передачей и ловлей мяча: "Перестрелка", "Пионербол", "Защита укреплений";с прыжками: "Прыжок за прыжком", "Удочка командная", эстафеты с прыжками;с элементами сопротивления: "Тяни в круг", "Бой петухов", "Перетягивание в парах".Также в 5 классе подвижные игры используем в целях освоения техники и тактики спортивных игр. В 6 классе в подвижные игры включаем: элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущих классах:игры с элементами баскетбола и ручного мяча - типа эстафет, борьбы за мяч между командами: "Мяч капитану", "Пионербол", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч";игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет с передачей мяча по кругу: "Пасовка волейболистов", "Летучий мяч", "Встречная волейбольная пасовка над сеткой";игры с элементами футбола - передача мяча по кругу ногой: "Ножной мяч в кругу", эстафеты с гонкой мяча ногой, салки мячом;игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с места в длину: "Челнок" и другие;игры с элементами сопротивления: "Перетягивание через черту", повторение изученных ранее игр. В 7 классе используем: игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьбы за мяч между игроками разных команд - "Рывок за мячом", "Борьба за мяч";игры с элементами волейбола типа эстафет с передачей мяча - "Встречная волейбольная пасовка над сеткой", эстафета с элементами волейбола;игры с элементами футбола типа эстафет с передачей мяча, борьбой за мяч разученными приёмами - "Пробей стенку", эстафета с ведением мяча с ногой;игры с прыжками типа эстафет - эстафета с чехардой и другие;игры с элементами сопротивления. В 8 классе игры используем на уроках как подготовительные к той или иной спортивной игре, как средство закрепления отдельных приёмов и навыков:игры с элементами баскетбола и ручного мяча. Использую изученные игры, а также "Наперегонки с мячом", "Нападают пятёрки" и другие;игры с элементами волейбола. Кроме "Пасовки волейболистов" применяются игры типа "По наземной мишени", различные эстафеты;игры с элементами футбола - "Мяч ногой и головой через сетку", "Эстафета с ведением мяча ногой". Игры с перемещениями игроков «Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.«Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд,выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Игры с передачами мяча Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.«Мяч в стенку». Команды построены в колонну по одному перед стартовой линией в 3—4 м от стены. По сигналу впереди стоящие в колоннах выполняют передачу мяча в стену, а сами убегают в конец своей колонны. Следующие игроки выполняют то же задание (рис. 43). Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своё место.Эстафета «Передал — садись». Две колонны на расстоянии 3—4 м одна от другой, расстояние между игроками — длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5—6 м — круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других. Игры с передачами мяча через сетку «Летающий мяч». Игроки делятся на 2—3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.Эстафета «Мяч над сеткой». 2—3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.Вариант. После передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны Игры с подачами мяча «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своего партнёра, который принимает мяч и выполняет передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположенные на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются. Игры с атакующим ударом «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли — 1 очко; если приняли — 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.2.«Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3x3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют. Игры с блокированием атакующих ударов «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Практические рекомендации 1. В процессе разработки программы спортивной ориентации целесообразно включить в них в качестве дополнительного материала систему подвижных игр, включающую игры, направленные на развитие отдельных двигательных способностей и их сочетаний (общие моторные способности) и воспитание специальных физических качеств, соответствующих требованиям волейбола как вида спорта (специальные способности).2. Предлагаемая методика эффективна, если занятия по подвижным играм проводить дважды в неделю в рамках учебных занятий. На уроках физической культуры целесообразно подвижным играм отводить до 10 мин основной части. Это способствует не только качественному формированию специальных способностей, но и значительно убыстряет индивидуально-групповые показатели темпов прироста общих двигательных способностей. 3. В подготовительной части занятий целесообразно использовать те игры, в которых участвуют все дети. После разминки (как правило, небольшой по объему и нагрузке), можно использовать игры "День и ночь", "Наступление", "Эстафета с палками и прыжками". В них играющие получают достаточную нагрузку, сосредоточивают внимание, у них акцентируется и актуализируется интерес к дальнейшей игровой деятельности.4. Для улучшения эмоционального состояния полезно применять с детьми игры "Поймай лягушку", "Прыгуны", "Гонка с выбыванием", "Салки по кругу", "Гонка тачек", "Переправа" и др. С целью снятия утомления могут подойти "Вертуны", " Лабиринт',' "Подвижная цель", "Защита укрепления", "Бег пингвинов", "Вызов", "Удочка" и др. В таком случае игры должны нести наибольшее количество необычных элементов. 5. В заключительной части занятий рекомендуется проводить игры командного характера, приближенные по проявлениям специальных способностей к спортивным играм: "Лапта волейболистов", "Футбол", "Четыре мяча", "Передал - садись" и т.д.6. Для повышения уровня и темпов роста физической работоспособности в наибольшей мере служат многоцелевые игры. На этапе начальной подготовки по волейболу многоцелевые игры способствуют росту спортивного мастерства без дополнительной нагрузки на нервную систему детей. Выводы: 1. На уроках не в полной мере используются возможности подвижных игр как средства общей и специальной спортивной подготовки. Недостаточно полно разработаны пути воздействия средствами подвижных игр на динамику физических способностей, не рассмотрены аспекты, связанные с оценкой эффективности применения подвижных игр в системе подготовки юных волейболистов.2. Разработаны комплексы подвижных игр с преимущественной многоцелевой направленностью, использование которых обеспечивает эффективность предварительной спортивной подготовки и стимулирование темпов прироста общих и специальных физических способностей.3. Существенный прирост показателей развития основных физических способностей у испытуемых экспериментальной группы достигнут при относительно равном с контрольной группой приросте морфофункциональных показателей, что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики. 4. Положительным результатом использования подвижных игр на уроках являются заметное увеличение двигательного режима и повышение интереса к волейболу как виду спортивных занятий. Спасибо за внимание!