Презентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших условий повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Офилат Раиса ЯковлевнаУчитель географии и обществознанияМКОУ «Цветочненская СШ» Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности Школьное методическое объединение учителей естественно-математического цикла29.02.2016г Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов Проектный метод обучения -это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов. Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. ЦЕЛЬ – реализация проектного замысла ЦЕЛЬ - уяснение сущности явления, открытие новых закономерностей Выдвижение ГИПОТЕЗ , их экспериментальная и теоретическая проверка всегда Проектная деятельность Исследовательская деятельность Исследование, и соответственно, ГИПОТЕЗА может быть не всегда ПРОЕКТ – это замысел, план, творчество по плану ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых знаний, истинное творчество Специфические черты (различия)проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результата проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную и модельную проверку выдвинутых предположений • определение темы и названия проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели;• обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;• выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;• подготовка и защита презентации;• анализ результатов и оценка качества выполнения проекта формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования; описание процесса исследования; обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов Этапы проектной деятельности: Этапы научного исследования: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Деятельность педагога и учащихся на разных этапах проведения проекта УчительЗнакомит с замыслом проекта. Формулирует: 1.Проблему проекта 2.Сюжетную ситуацию 3.Цель и задачи Мотивирует учащихся. Учащиеся Осуществляют:1.Личностное присвоение проблемы2.Вживание в ситуацию3.Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 1-й этап- погружение в проект 2-й этап- организация деятельности УчительОрганизует деятельность, предлагает:1.Организовать группы2. Распределить амплуа( роли, задания) в группах3.Спланировать работу по решению задач проекта4.Возможные формы презентации результатов Учащиеся Осуществляют: 1. Разбивку на группы 2.Распределение ролей в группе 3.Планирование работы4.Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3-й этап- осуществление деятельности Учитель Не участвует, но наблюдает, косвенно руководит детьми:1.Консультирует учащихся по необходимости2.Ненавязчиво контролирует3.Даёт новые задания, если у учащихся возникает в этом необходимость4.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
Учащиеся Работают активно и самостоятельно: 1.Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 2.Консультируется по необходимости 3. «Добывают» недостающие знания 4.Подготавливают презентацию результатов 4-й этап- презентация УчительПринимает отчёт1. Обобщает полученные результаты2.Подводит итоги обучения3.Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.4. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и пр. УчащиесяДемонстрируют:1.Понимание проблемы , цели и задач2.Умение планировать и осуществлять работу3.Найденный способ решения проблемы4. Рефлексию деятельности и результата5. Дают взаимооценку деятельности и её результативности Группы умений, на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние ИсследовательскиеКоммуникативныеОценочныеИнформационныеПрезентационныеРефлексивныеМенеджерские Исследовательские умения генерировать идеи;выбирать лучшее решение Коммуникативные умения Сотрудничать в процессе деятельности,оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций Оценочные умения Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. Информационные умения самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; структурировать информацию; сохранять информацию Презентационные умения выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности Рефлексивные умения Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле. Менеджерские умения Проектировать процесс. Планировать деятельность – время, ресурсы. Принимать решения. Распределять обязанности при выполнении коллективного дела. ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПО СПОСОБУ ВЫПОЛНЕНИЯ:ИНФОРМАЦИОННЫЙ ;РОЛЕВОЙ ;ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ;ТВОРЧЕСКИЙ ;ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ:МИНИ-ПРОЕКТ;КРАТКОСРОЧНЫЙ;НЕДЕЛЬНЫЙ;ГОДИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ЦЕЛЬ : СБОР ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕЕ АНАЛИЗА, ОБОБЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРИИ/ География – изучение особенностей природных зон мира – презентация природной зоны/ РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ ЦЕЛЬ : анализ факторов влияющих на демографическую ситуацию/ ГЕОГРАФИЯ – пресс-конференция (врач, эколог, журналист, демограф и пр)/ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ЦЕЛЬ : СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ/ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - социологическое исследование отношения учащихся школы к здоровому образе жизни/ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЦЕЛЬ : СВОБОДНОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ/ в виде газеты, презентации, маршрута путешествия, выступления агитбригады, судебного заседания, памятки и т.п/ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ЦЕЛЬ : НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ВЫДВИЖЕНИЕМ ГИПОТЕЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ/ ГЕОГРАФИЯ - выявление закономерностей размещения форм рельефа, природных зон и др/ Осуществление учебно-исследовательской деятельности Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:постановка проблемы и аргументирование её актуальности;формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности:исследовательская практика обучающихся - деятельность, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.;образовательные экспедиции — походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Формы организации учебно-исследовательской деятельности Итоги проектной и учебно-исследовательской деятельности предметные результаты, интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;использовать такие методы: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение.использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;использовать догадку, озарение, интуицию;использовать такие методы и приёмы, как перебор логических возможностей, моделирование;использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;использовать некоторые приемы художественного познание мира: целостное отображение мира, образность, художественные вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Выпускник получит возможность научиться: Проекты и исследовательская деятельность востребованы на уроках географии и обществознания так как они позволяют Эволюция позиций участников проектной деятельности Субъект-субъектные отношения- Субъект-объектные отношения Коллега,наставник Ученик Формы образовательной деятельности Учитель Коллега,младший товарищ Учебный проект для учителя – это средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу, поиску нужной информации, исследованию, освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!