Презентация Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Из опыта работы Сливко Е.Н.,учителя начальных классов МОАУ ООШ №3 Системно-деятельностный подход– основа ФГОС Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,и я научусь.Конфуций модель - структура деятельности ученика 1 ЭТАП – наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению Показатели: активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук, реплик и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер)самостоятельность в выполнении заданий (после получения пояснения к заданию самостоятельно выполняют его)отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой) Технология проблемного обучения - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению 2 ЭТАП – непосредственно применение технологии проблемного обучения Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение.Проблемная ситуация должна вызывать интерес у учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. «Если я зеленая, значит я растение!» Структура проблемного урока Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением»Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Приёмы создания проблемной ситуации «с затруднением»Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений Тема «Заглавная буква в кличках животных» Синий шарик похож на тучку. Шарик подбежал ко мне, виляя хвостом. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием по прыгают воробышки дорожке молодыеСтарый воробей зорко во все стороныИщут зернышки.воробьи весело чирикаютРусский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения» Научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации Окружающий мир - Как вы думаете, много ли растений в пустыне? - Какая же возникает проблема? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Невыполнимое задание Математика.Сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см Задание, не похожее на предыдущее 7 13 9 6 11 8 15 147 – 6 = 19 – 6 = 36 – 6 = 08 – 6 = 2 Задачи с заведомо допущенными ошибками Деление на слоги: бе I рё I заоси I на ке I др Задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти Найдите лишнее словоЛошадь Книги Аист Собака Подводящий от проблемыдиалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческиеспособности. Этап поиска решения учебной проблемы Методы поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Этапы: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез;4) принятия предлагаемых учениками проверок. Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий к знанию диалог Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. На проблемном уроке обучающиеся Больше думают Чаще говорят Активнее формируют мышление и речьОсуществляют творческую деятельностьОбретают творческие способностиОтстаивают собственную позициюПроявляют инициативу Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.