Презентация Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуацииВыполнила: социальный педагогМОУ «Сланцевская СОШ №3»Егорова Н.В.
Оказать социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуацииОбеспечить наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации для каждого конкретного обучающегося Цели социально-педагогического сопровождения
Осуществлять мониторинг психологического климата в среде подростков средней и старшей школыСистематически собирать информацию о текущем состоянии обучающихся у классных руководителей, педагогов - предметников, педагога-психологаСвоевременно реагировать на возникающие ситуацииОсуществлять комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совместно с другими специалистами службы системы профилактикиКонтролировать динамику изменений в процессе сопровождения и результатЗадачи социально-педагогического сопровождения
в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). «Трудная жизненная ситуация»
по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с конкретным ребенком.Классификация трудных жизненных ситуаций
• понимание сути оказываемой поддержки;• профессиональная готовность;• формирующее начало;• личностные качества;* знание законодательства.Требования к специалисту, оказывающему поддержку:
образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением). Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:
Педагог-психологКлассный руководительАдминистрация школыСтруктуры ОМВД, ОДН, КДН и ЗПОтдел опеки и попечительства*Комитет социальной защиты населенияМедицинские работникиВзаимодействие с другими специалистами
1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:семья, в которой дети находятся под опекой или проживающие в приёмной семье;семья, в которой есть дети-инвалиды или родители являются инвалидами;семья беженцев;семья временно находящаяся на территории России (в основно из стран СНГ);многодетная семья в которой более 5 детей;семья детей –сирот, длительное время проживавших в детских домах;малообеспеченная семья.2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:- смерть одного из родителей;- развод родителей;- вахтовый метод работы одного из родителей;- семья одинокой матери;- многодетная семья, если дети школьного возраста;- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).Стадии развития трудной жизненной ситуации семьи
физическое насилие (внешние признаки: синяки, порезы, свежие и зажившие раны; признаки ненадлежащего ухода: неопрятность, запахи, сыпь, запущенность; боязнь идти домой после школы; болезненное реагирование на любую критику – или агрессивность, или наоборот, заискивающее поведение; лживость, воровство; побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков;сексуальное насилие или развращение (замкнутость, стремление избегать физических контактов с другими; изменение в поведении – ведет себя как более младший по возрасту; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; страхи, кошмарные сны, депрессии, могут быть суицидальные мысли; низкая самооценка;Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребенком.
психическое (эмоциональное) насилие (соматические заболевания – ожирение или похудание, язвенные заболевания, кожные и аллергические заболевания; нервные тики, тревожность, подавленное состояние; агрессивность или чрезмерная уступчивость; низкая успеваемость; низкая самооценкапренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (часто болеет хроническими заболеваниями; санитарно-гигиеническая запущенность; постоянный голод или жажда; стремление привлечь к себе внимание, повышенная потребность в ласке; подавленное настроение, пассивность или агрессивность; отклоняющееся поведение вплоть до вандализма; неразборчивость в отношениях со сверстниками; трудности в учебе.Социальный педагог в ситуации жестокого обращения с ребенком
1) позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;2) позиция нейтралитета. То есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;3) позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения.Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению.Тактики посреднического поведения:
- стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;- не делать поспешных выводов. Давать участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать?», а не расследование по принципу «кто виноват?»;- не давать конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;- постараться определить момент для начала переговоров между участниками конфликта. «Точки» доверия и уважения между участниками переговоров;- при обсуждениях анализировать мнения противников, выслушивать мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его учесть; необходимо найти компромисс путем определения общей позиции для оценок;- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:
Практическая часть работы начинается с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей - предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения:1. Ребенок остался без попечения родителей.2. Трудное материальное положение в семье.3. Родители не должным образом занимаются воспитанием детей. Алкоголизация родителей.4. Родители испытывают трудность в воспитании и обучении детей.Приемы и способы педагогической поддержки в социально - педагогической деятельности
Каждый учебный год социальный педагог, совместно с классными руководителями выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристикаНа первом этапе - обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, пытаемся разобраться в существе этих противоречий, отражающих по- видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем предлагаем родителям ребенка заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется учётно-профилактическая карта, в которой указывается: где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, межличностные взаимоотношения всех членов семьи, их семейные ценности, отношение родителей к ребёнку, в какой помощи семья нуждается.Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.Приемы и способы педагогической поддержки в социально - педагогической деятельности
1.Ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, не опрятным, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.2.У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках, переменах, межличностном общении с одноклассниками.3.Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия.4.Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников, соседей о ситуации неблагополучия в семье и т.д.Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
1. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, индивидуальные беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги как для обучающихся, так и для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, круглые столы, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.2.Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание социальной помощи или услуге), с работниками Центров дополнительного образования, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, с медицинскими работниками, школьным врачом, ПМПК, если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение или определить маршрут обучения в специализированной вспомогательной школе, с центром занятости населения, чтобы трудоустроить подростка или родителя, с отделом опеки и попечительства. Также необходимо учесть и тесную связь с школьным педагогом- психологом, который поможет найти пути решения и оказать помощь в той или иной ситуации.Выводы: