Применение технологии развития критического мышления с целью экологического воспитания на уроках английского языка.
Применение технологии развития критического мышления с целью экологического воспитания на уроках английского языка.Солдатова Е.Н. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №8» г.Шумерля
Изучение иностранного языка стало жизненно необходимым моментом в жизни нашего общества.Каждый преподаватель иностранного языка знает, что эффективность урока напрямую зависит от организации учебной деятельности, когда ученики осваивают язык, как средство общения.
Определение Критического мышленияКритическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Отличающие аспекты критического мышления1. Это самостоятельное мышление.2. Информация является отправным пунктом критического мышления и создаёт мотивацию.3. Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить и стремится к убедительной аргументации.4. Также это мышление социальное.
Умения, необходимые для критического мышления- Готовность к планированию – уметь упорядочить хаотичные мысли и выстроить их последовательно.Гибкость –восприятие чужих идей для того, чтобы стать генератором собственных.Настойчивость-Готовность исправлять свои ошибки для будущих выводов.Осознание-умение наблюдать за собой в ходе деятельности.
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;
Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
1) Прием “ мозговой штурм” Основная цель – развитие творческого типа мышления.Проводится в группах численностью 5-7 человек.
3 стадии Мозгового штурма1. – это создание банка идей. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. 2. – коллективное обсуждение идей и предложений. Главное -попытаться совместить их в целое.3. выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
2 прием - КластерыКластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди для систематизации материала и установление причинно-следственных связей между «гроздями»В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
3 прием-Концептуальное колесоПрием эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:LikeLovefond ofenjoyTo be keen onget pleasure with
4 прием –Круги по водеЭтот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
5 прием- «Тонкие» и «толстые» вопросыучитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.
звучат ответы на данные вопросыучащимся предлагается прочитать или прослушать текст найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
6 прием - Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Идеи выписываются на доску в первую колонку таблицы. В рабочую таблицу записываются любые вопросы, которые возникли у учеников Учащимся предлагается при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
7 прием - Метод Инсерт (insert)I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;N – noting: системная разметка "+" – новое;S – system: для эффективного "–" – думал иначе;E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.R – readingT – thinking При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок.
8 прием - ФишбоунВ «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы На нижних косточках ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
9 прием –Зигзаг или Пила Технология сотрудничества выделяется самостоятельным направлением в рамках личностно – ориентированных технологий и относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании.
Идея технологииСоздание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дифференцированный подход.Ответственность каждого за результат всей группыСовместными усилиями обучающихся ликвидируются пробелы в знаниях.
10 Прием - Синквейн Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
11 прием - ДискуссияЭто особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Литература1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения.Библиотека журнала «Директор школы» №3, 2004. Москва, «Сентябрь».2.Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.3.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные технологии в профильном обучении /Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб.:Каро, 20064.Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Живая педагогика. Открытость. Культура. Наука. Образование. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». – М.: Народное образование, 2004. – С. 263.5.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.6.Новые педагогические и информационные технологи в системе образования: учебное пособие для студ. Пед.. вузов и системы повыш. Квал. Пед.. кадров/ Под ред.. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с.3-697.Селевко Г.К. Современные образовательные технологи: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, с.108 – 114.8. http://nou-cro.ru/index.php/help-for/for-teachers/8-pedtehnologija.html9. http://www.imc-new.com/index.php/teaching-potential/teaching-technologies/264-2011-10-05-10-59-59