Презентация по ОБЖ «Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации»
Мультимедийный урок Подготовилучитель основ безопасности жизнедеятельностиГуляев Сергей Александрович Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Сургут 2012 г. ТЕМА УРОКА:«Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации».ТИП УРОКА:урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений; познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях.Развивающие:развивать аналитическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы;продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом на основе технологии критического мышления;развивать качества личности, необходимые для ведения ЗОЖ.Воспитательные:воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, ИНСЕРТ (INSERT).Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация «Защитные сооружения гражданской обороны», план-схема защитного сооружения, раздаточный материал.Технологии: индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемно-поисковое обучение, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии.Материалы и оборудование:Схема защитного сооружения. Фото защитных сооружений.ТСО: системный блок, монитор, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Защитные сооружения гражданской обороны».Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1), информационные карты с определением и классификацией на самоклеющейся бумаге (приложение 2), проверочная работа (приложение 3).Учебник «ОБЖ. 10 класс» (под редакцией Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.)Оформление доски. I. Организационный этап. (1 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Деятельность учителя Деятельность учеников Доброжелательное приветственное слово учителя. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение детей в деятельность.Проверка готовности рабочего места. II. Изучение нового материала (33 мин.).Цель: познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений. Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Слово учителя. (2 мин.)- Тема сегодняшнего урока “Защитные сооружения гражданской обороны”.- Ребята, какова же цель сегодняшнего урока?-Для того чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы:1. Что такое «защитные сооружения»?2.Для чего предназначены и как классифицируются средства инженерной защиты.3. Убежища и противорадиационные укрытия.4. Укрытия простейшего типа. Запись в тетради даты и темы урока.Цель урока (проговаривается учащимся): на сегодняшнем уроке мы узнаем о защитных сооружениях гражданской обороны. Деятельность учителя Деятельность учеников (Индивидуальное творческое задание получают двое учащихся: «Найти и отобрать материал в Интернете на тему «Предназначение защитных сооружений»)2.Сообщение учащегося «Предназначение защитных сооружений» (3 мин.)Параллельно класс прослушивает предварительно подготовленное сообщение ученика на тему «Предназначение защитных сооружений». При необходимости обучающиеся делают записи в тетради.- Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны. Внимательно прослушайте сообщение ученика на тему «Предназначение защитных сооружений». При необходимости сделайте записи в тетради.Вывод:Каково же предназначение защитных сооружений? 2.Сообщение учащегося «Предназначение защитных сооружений» (3 мин.)В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.Вывод: - Защитные сооружения обеспечивают эффективное снижение степени поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера. Фото 1 Деятельность учителя Деятельность учеников 3. Работа с определением. (5 мин.)Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы называем защитным сооружением? Попробуйте сформулировать определение, ответив на вопросы: Что такое защитное сооружение? Для чего предназначено защитное сооружение? От какой опасности оно защищает?Один из учеников формулирует полное определение на основе полученных ответов.Давайте сравним нашу формулировку с формулировкой на информационной карте. -Молодцы, ребята, вам удалось самостоятельно дать определение. Предполагаемые ответы:- Защитные сооружения - это сооружения, которые предназначены для укрытия от катастроф и других опасностей.Вклеивают информационную карту с определением в тетрадь. Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения. Деятельность учителя Деятельность учеников 4. Отчет творческой группы. (4 мин.)-Итак, мы сформулировали определение, узнали о предназначении защитных сооружений, а теперь давайте выясним, для чего предназначены защитные сооружения? Творческая группа представляет результаты поиска материала в Интернете на интерактивной доске. Учащиеся выбранную информацию оформили на на интерактивной доске в форме таблицы.Ученики внимательно слушают и дополняют ответ. Предназначение сооружений.Защита от… Ядерноеору-жие Бак-териальное ору-жие Отравляющие вещества Затопле-ния Химические вещества Радиоактивные продукты По-жары Деятельность учителя Деятельность учеников 5. Работа с таблицей. (8 мин.)В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.Ваша задача, прочитать материал учебника и заполнить предложенную таблицу. Первые три ученика, выполнившие работу первыми, получат оценки. Самостоятельно заполняют предложенную учителем схему.Во второй половине этапа один из учеников, выполнивших задание раньше всех, заполняет таблицу. В конце этапа самопроверка. Защитные сооружения Убежища Противорадиационные укрытия Укрытия простейшего типа Деятельность учителя Деятельность учеников - Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.- Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно- гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище. -Итак, какое сооружение мы называем убежищем и каково его предназначение? Запись в таблице.Зачитывание записей в таблице. Защитные сооружения Убежища Противорадиационные укрытия Укрытия простейшего типа защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов. Сооружение, обеспечивающее защиту людей от ИИ при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Защитные сооружения (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и др.), снижающие вероятность поражения укрываемых от прямого воздействия поражающих и вторичных факторов современных средств поражения, возводимые в угрожаемый период или в военное время по месту жительства, работы и скопления людей силами самого населения из местных и подручных строительных материалов. Деятельность учителя Деятельность учеников 5. Работа с учебником. (3 мин.)Работая с учебником самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиационные укрытия по расположению.Помещения убежищ и ПРУ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещениям относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункты управления, медпункты. К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищённые дизельные электростанции (ДЭС), электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры. Самостоятельно работают с учебником.Ответ:- По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:встроенные;отдельно стоящие. Деятельность учителя Деятельность учеников Приём "инсерт". (5 мин.)Цель: развитие логического и критического мышления, расширение кругозора, повышение познавательной активности и самостоятельности в обучении.Управление деятельностью учащихся: корректировка, помощь слабым учащимся в заполнении таблицы»Вывод:- Что в тексте вам показалось знакомым?- Какие укрытия называются простейшими?- Что вызвало у вас наибольший интерес? - Встретилась ли вам информация, которая показалась вам совершенно новой? (На партах рабочие листы с текстом на тему «Простейшие укрытия», для маркировки «+», « - », «?» , «!» на полях.)Предполагаемые ответы:-К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые, щели, котлованные и насыпные укрытия. Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым. Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете. Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете. Деятельность учителя Деятельность учеников 4. Работа с памяткой.Цель: познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях.- Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2-3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем вклейте памятки, лежащие на столах к себе в тетрадь. Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках. Деятельность учителя Деятельность учеников 7. Работа с памяткой. (2-3 мин.)Цель: познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях.- Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2-3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем вклейте памятки, лежащие на столах к себе в тетрадь. Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках. Деятельность учителя Деятельность учеников Проверочная работа. (5 мин.) Выполняют задание. Самопроверка с помощью интерактивной доски. III. Закрепление изученного материала. (9 мин.)Цель: выявить уровень усвоения учебного материала. (Оперативный контроль) Фото 4 Деятельность учителя Деятельность учеников Рефлексия. (2 мин.)(Учитель подводит итог урока, выставляет и комментируются оценки.)У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?Кому было некомфортно на уроке? Почему?Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою? Кого можно выделить. Задают вопросы по теме учителю. Деятельность учителя Деятельность учеников Домашнее задание. (1-2 мин.)Перечитать и знать основные тезисы конспекта.Ознакомить семью с памяткой “Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.Творческое задание: создать в компьютерной графике макет укрытия;- написать эссе на тему «Зачем необходимо знать о средствах защиты. Записывают в дневник и тетрадь. Спасибо за внимание!